понедельник, 10 ноября 2014 г.

В последней «Большой игре» в Центральной Азии Путин проигрывает Китаю

Кэрол Мэтлак (Carol Matlack)
В виду того, что президент Владимир Путин прилагает всевозможные усилия для сохранения Украины в объятиях России, он может утратить свою власть в другой части своей потенциальной империи: прежних советских республиках Центральной Азии, которые еще больше стали обращаться к Китаю за инвестициями и торговлей.

В качестве последнего признака его растущих экономических связей с регионом, Китай планирует вложить 16,3 миллиарда долларов США в строительство железных дорог, обычных дорог и нефтепроводов на территории Центральной Азии, чтобы тем самым восстановить многовековые торговые маршруты Великого шелкового пути между Китаем и Европой. В первый раз президент Си Цзиньпин озвучил эту идею в прошлом году во время посещения Казахстана, который является самой богатой страной региона.
У Пекина есть множество причин для вливания больших средств в Центральную Азию. Улучшенная инфраструктура поможет связать Китай с европейскими рынками и дать ему более широкий доступ к богатым природным ресурсам региона. Казахстан является главным поставщиком нефти, в то время как соседний Кыргызстан имеет множество месторождений полезных ископаемых, а Туркмения производит природный газ.
В то же самое время запланированное строительство даст необходимый экономический толчок прилегающим к западному Китаю областям, где Пекин пытается подавить сепаратистский мятеж, говорит исследователь английского института «RoyalUnitedServices» Сара Лэйн. Как и в Африке, Китай, по всей вероятности, привезет своих рабочих в Центральную Азию, которые будут заниматься большей частью строительства.
В течение большой части XIXвека российская и британская империи соперничали за контроль над Центральной Азией, а их соперничество было названо «Большой Игрой». Но преимущественно мусульманская область, которая также включает страны Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, была захвачена Советским Союзом после большевистской революции и осталась под влиянием Москвы в постсоветский период.
Путин стремился сохранить эти связи – например, пригласив Казахстан и Кыргызстан присоединиться к Таможенному союзу с Москвой. Но из-за того, что российская экономика оказалась в глубоком спаде, он не может предложить большие деньги, которые предлагает Китай. Действительно, экономический спад в России ударил по некоторым центрально-азиатским экономическим системам, побудив их обратиться за помощью к Китаю.
Обратите внимание на Таджикистан, который является одной из самых бедных стран региона. По некоторым оценкам 52% экономики этой страны формируется за счет средств, отсылаемых домой таджикскими рабочими-мигрантами, большинство из которых работает в России. Теперь эти денежные переводы резко сократились, вследствие чего ослабился экономический рост, а также увеличилась «уязвимость Таджикистана перед потрясениями», — говориться в отчете Всемирного банка, который был опубликован в прошлом месяце.
Недавно заместитель министра финансов Таджикистана Ямолиддин Нуралиев рассказал в интервью «Financial Times», что Китай готов инвестировать 6 миллиардов долларов США в Таджикистан. Сумма не была подтверждена Пекином, но если это так, то данная сумма будет сравнима с двумя третьими валового внутреннего продукта Таджикистана. Россия также предлагает помощь Таджикистану, но суммы намного меньше. На этой неделе российское государственное информационное агентство «РИА Новости» сообщило, что Москва выделит 6,7 миллионов долларов США в виде помощи сельским районам Таджикистана.
Китай уже построил существенные экономические связи с некоторыми центрально-азиатскими государствами, в том числе вложил крупные инвестиции в нефтедобывающую промышленность Казахстана и на покупку больших объемов газа из Туркмении.
Вторжение России в русскоязычные области Украины напугало некоторые государства Центральной Азии, особенно Казахстан, в котором проживает большое число русскоязычных меньшинств. «Наблюдается некоторая степень недоверия к России», — говорит Лэйн. Но, несмотря на то, что регион не отворачивается от России, она говорит: «В настоящее время Китай, по всей видимости, является более надежным партнером».
Источник: BloombergBusinessweek (перевод inozpress.kg)