Виталий Волков
В одной из самых богатых газом стран мира жителям не хватает газа, чтобы вскипятить воду в чайнике. Чем объясняется дефицит топлива и как жителям пережить зиму? С этим вопросом DW обратилась к экспертам.
В богатой природным газом Туркмении население северных регионов страдает от нехватки газа. В конце октября в двух районах Ташаузского велаята (области) жители в знак протеста против перебоев с подачей газа в дома стали перекрывать участки междугородных автотрасс.
Откуда взялся дефицит?
«Там уже ночью минусовая температура. Давление газа в трубах очень слабое, люди рассказывают, что для того, чтобы вскипятить чайник, нужно минимум 10-15 минут. И это в городе Ташауз, а на переферии, в поселках, ситуация еще хуже», — говорит DW руководитель базирующейся в Вене правозазитной организации «Туркменская инициатива по правам человека» (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин.
По словам правозащитника, подобная ситуация на севере республики наблюдается зимой почти ежегодно. Но чем объясняется дефицит газа? «Есть версия, что Туркмения почти весь имеющийся газ пытается экспортировать, а на потребление внутри страны его остается недостаточно. Еще одно объяснение — из года в год все более изнашиваются трубы и компрессорные станции. И нет специалистов, которые могли бы содержать газовую систему в надлежащем виде. Проблемы накапливаются годами», — отвечает Фарид Тухбатуллин.
Информацию о дефиците газа на севере Туркмении подтверждает и российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. «С приближением зимы северные районы Туркмении действительно испытывают дефицит в обеспечении газом. Это можно объяснить изношенностью газораспределительной системы, построенной в основном еще в советские времена», — отмечает Аркадий Дубнов. По его информации, государство старается обеспечить населением газом, и, по крайней мере, 80 процентов территории номинально не должны испытывать нехватки топлива.
Ташаузский велаят относится к одному из густонаселенных районов с разветвленной инфраструктурой, и там не хватает компрессорных станций, поддерживающих давление в газовых трубах, объясняет эксперт. «Кроме того, статистические данные потребления газа составляются, исходя из принятой в стране нормы на человека, но уже долгие годы, получая бесплатный газ, люди делают себе «отводы» и отапливают теплицы, в которых выращиваются овощи, зелень, лимоны — этого статистика не отражает. Не говоря уже об изношенности труб, иногда попросту дырявых. Наконец, зимой диаметр труб по законам физики уменьшается, и в расчете на сотни километров трубы это ощутимо — получается, что газ поставляется в меньших объемах», — рассказывает Аркадий Дубнов в интервью DW.
Если Россия откажется…
Эксперт не разделяет надежды некоторых туркменских СМИ, утверждающих, что ситуация с газом улучшится, если Россия в обозримом будущем резко уменьшит закупки туркменского топлива.
«Если труба на российском направлении будет «высушена», это не значит, что газ можно будет просто перенаправить на внутреннее потребление. Возникнет дополнительная техническая проблема. Газ, который идет внутрь, и газ, который идет на экспорт, — это разные месторождения», — говорит Аркадий Дубнов. По его оценке, не следует рассчитывать и на то, что укрепление отношений Ашхабада с Китаем поможет быстро наладить внутреннюю систему газоснабжения. «В основном оборудование в газораспределительных сетях Туркмении — российского и украинского происхождения. Доля китайского оборудования пока не значительна», — говорит он.
По мнению Фарида Тухбатуллина, население республики, особенно ее северных регионов, не ощущает заметной пользы от масштабных газовых контрактов, заключенных между Ашхабадом и Пекином. «Прибыль от продажи туркменского газа полностью уходит на дорогостоящие и помпезные проекты. Плюс к тому, по нашим сведениям, Туркмения уже неоднократно получала у КНР кредиты, то есть республика оказалась на «китайском крючке», и сейчас мы перестали быть хозяевами собственного газа», — считает глава ТИПЧ.
Главное — не замерзнуть
Что касается ташаузцев, то для них в зимний период главная проблема — не замерзнуть. «Сейчас люди пытаются себя обеспечить дровами. В основном это местный саксаул. Раньше они запасались углем, поступавшим с Украины, и топили им печи, но сейчас его практически нет. Конечно, надежда на электропечи, но с электропроводкой ситуация такая же, как с газом — система абсолютно изношена. Зима может стать проблемной как для населения, так и для властей Туркмении», — полагает Фарид Тухбатуллин.
По его словам, за последние дни новых сообщений о протестах жителей ТИПЧ не получала. «Скорее всего, речь идет о разовых протестах. Сейчас мы пытаемся выяснить, изменилась ли ситуация с подачей газа. Но даже если власти озаботятся этой проблемой, за короткое время они вряд ли смогут что-то исправить», — говорит туркменский правозащитник. В то же время российский эксперт Аркадий Дубнов утверждает, что власти в Туркмении боятся вспышек социальных протестов и пытаются сгладить проблемы, их вызывающие, чтобы вспышки публичного недовольства не стали массовым явлением.
Источник: Deutsche Welle