понедельник, 18 марта 2013 г.

В ожидании «адского часа»


Аркадий Дубнов
Можете представить ситуацию, когда президенту России придется одновременно подписывать несколько тысяч заявлений об отказе от российского гражданства?
Трудно, правда?..
А между тем уже совсем скоро подобная картина может стать реальностью.
Около 40 тысяч проживающих в Туркмении наших соотечественников, имеющих двойное российско-туркменское гражданство, после 10 июля 2013 года окажутся перед вынужденным выбором: остаться жить в Туркмении на законном основании, отказавшись при этом от гражданства России, либо сохранить это гражданство и жить в Туркмении на правах иностранца.

В этот день истекает срок действия старых туркменских загранпаспортов, обладатели которых, в том числе и «двойные» граждане, имели возможность выезжать в Россию на лечение, отдых, учебу, в гости к родственникам… В выдаче же загранпаспортов нового образца гражданам, имеющим помимо туркменского еще и российское гражданство, под различными предлогами, но жестко отказывали. В неофициальном порядке им объясняли, что для получения нового выездного документа им надо написать заявление об отказе от российского гражданства. Посольство России в Ашхабаде все последние годы услужливо предоставляло такие возможности соотечественникам.
Таким образом, туркменские власти все это время последовательно проводили кампанию по вытеснению из страны проживающих там на законном основании российских граждан, избавляясь от «пятой колонны», как называли русскоязычных власти в Ашхабаде, подозревая их в подготовке заговора против туркменского властителя в ноябре 2002 года.
Кампания началась в 2003 году, когда по велению покойного ныне президента Туркмении Сапармурата Ниязова (при жизни официально его величали Туркменбаши Великий) Ашхабад в одностороннем порядке вышел из соглашения о двойном российско-туркменском гражданстве, подписанном еще в декабре 1993 года. Москва не признала законным это решение, поскольку подписанный Путиным и Ниязовым в апреле 2003 года протокол о прекращении действия этого соглашения мог вступить в силу только после его ратификации парламентами обеих стран и обмена ратификационными грамотами.
Но Туркменбаши десять лет назад меньше всего волновали формальные процедуры. Главное было сделано, он тогда заручился согласием Путина покончить с институтом двойного гражданства (российский президент заявил в те дни, что соглашение «выполнило свою историческую миссию и все русскоязычные, кто хотел, уже уехали из Туркмении») в обмен на подписание стратегического договора о продаже «Газпрому» практически всего добываемого в Туркмении газа сроком на 25 лет. Этот документ получил в прессе название «газ — люди». Договор тот уже давно забыт, мировой кризис и падение спроса на газ в Европе заставили «Газпром» свести до минимума закупки туркменского газа. Но выдавливание русских из Туркмении продолжилось и после смерти Туркменбаши в 2006 году с приходом к власти его преемника Гурбангулы Бердымухамедова.
О приближении «часа X» для «двойных» граждан в Туркмении в 2013 году российские и международные правозащитные организации уже давно предупреждали руководство России. Российский МИД проводил консультации с туркменским. Безрезультатно. Возможно, надеялись, само по себе рассосется…
Не рассосалось.
На имя председателя Совета по правам человека при президенте России Михаила Федотова стали поступать десятки писем из Туркмении от соотечественников, взывавших его о помощи. Чтобы оценить степень их отчаяния, замечу лишь, что они уже не скрывали своих имен, а некоторые делали это публично. Тем, кто представляет себе реалии нынешнего туркменского режима, чуть более либерального, чем северокорейский, не надо объяснять, что на такой шаг в ожидании «адского часа», как пишет один из «двойных» граждан, их толкнула полная безысходность их положения.
И вот случилось почти невероятное. Несколько дней назад президент Путин снял трубку и позвонил туркменскому коллеге Бердымухамедову, уделив в разговоре «особое внимание положению лиц с двойным гражданством», которые проживают в Туркмении.
Примечательно, что об этой теме разговора упомянула лишь пресс-служба российского президента, в Ашхабаде предпочли обойти ее молчанием…
Неудивительно. По поступающим оттуда сведениям, путинский звонок привел в замешательство туркменские власти, очевидно, не ожидавшие, что проблема выйдет в России на высший политический уровень еще до 10 июля. Там допускали какую-то реакцию Москвы, но уже после того, как решение вступит в силу. Однако сложно было бы предположить, что Путин рискнет в нынешней непростой для него внутриполитической обстановке дать повод своим оппонентам обвинить его в небрежении интересами десятков тысяч российских соотечественников.
В Ашхабаде сейчас судорожно пытаются найти выход из ситуации. Туркменские дипломаты связываются с коллегами из Армении, Белоруссии, Таджикистана в надежде почерпнуть опыт решения там вопросов регулирования двойного гражданства. Известно, что, к примеру, с Таджикистаном у России есть подписанный в 1995-м и действующий с 1997 года соответствующий договор. Но их пример туркменам не наука, все три страны входят в состав патронируемой Россией ОДКБ, а Белоруссия еще и союзное с Россией государство.
Ашхабаду же сейчас совсем не с руки вызвать раздражение Москвы: впереди, в том же июле, предполагаемое подписание с Евросоюзом и Азербайджаном соглашения о строительстве транскаспийского газопровода, и Россия в состоянии испортить этот праздник…
Но это с одной стороны…
А с другой стороны, есть основания считать, что в туркменском руководстве готовы намеренно идти на обострение отношений с Москвой: чем хуже, тем лучше. Ее резкая реакция на «10 июля» может быть «продана» Ашхабадом внешнему миру как проявление неоимперских амбиций России и ее вмешательство во внутренние дела нейтральной Туркмении.
И тут, как говорил незабвенный Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей, и могут надеяться в Ашхабаде — «заграница нам поможет».
А если нет?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.