Аллан Алламов
С формулировкой «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, ослабление контроля за деятельностью подведомственных предприятий и учреждений» в конце марта президент Гурбангулы Бердымухаммедов объявил министру автомобильного транспорта Туркменистана Меле Курбандурдыеву строгий выговор. Взыскание чиновник получил в ходе видео-селекторного совещания. Министр наказан за то, что он не на полную мощность задействовал потенциал пассажирского автопарка, в частности, службы такси.
Вопрос о работе такси вовсе не случайно был включен в повестку совещания. Одни аналитики говорят, что строгий выговор министру — это не только сигнал о его скорой отставке, но и примета того, что на горизонте появился новый кандидат на эту должность. Однако другие специалисты считают, что за этим наказанием министра автотранспорта непременно последуют конкретные меры по исправлению ситуации и устранению обозначенных президентом недостатков.
Таких недостатков хватает, и главным из них на сегодняшний день является неспособность государственной службы такси составить достойную конкуренцию донельзя расплодившимся частным извозчикам-«бомбилам».
Наблюдая на улицах и проспектах Ашхабада автомобильный поток, ловишь себя на мысли о том, что «бомбилами» стали все водители легковых автомобилей. Стоит только поднять руку, чтобы почесать затылок, как моментально 5-6 машин из движущегося потока, включив правый поворотник, устремятся в вашу сторону. Для десятков тысяч владельцев легковушек не только в столице, но и в периферийных городах частный извоз — это основной заработок, позволящий прокормить семью. Но в общем потоке машин есть немало владельцев, которые непрочь заработать несколько манатов, как говорят здесь, «на чилим пул», дословно — на сигареты. Это свободные от основной работы госслужащие, так называемые «предприниматели широкого профиля», а также использующие любую возможность подработать водители служебных автомашин.
Офицер дорожной полиции, попросивший назвать его Максатом Иламановым, говорит, что армия частных таксистов пополняется за счет молодых людей, которые остаются без работы после школы или службы в армии. «Чтобы взрослые дети не слонялись без дела, родители берут кредит или ссуду в банке, залезают в долги и покупают сыновьям подержанные автомобили, завезенные в страну из европейских либо и арабских стран, затем решают вопросы с получением водительского удостоверения — и вот вам еще один частник-таксист готов», — говорит офицер дорожной полиции.
В последние годы в среде ашхабадских частных извозчиков заметно больше стало приезжих из велаятских (областных) центров. Таких легко узнать не только по региональным госномерам, но и по тому, что они плохо ориентируются в городе. К тому же марыйские, дашогузские, лебапские, тедженские извозчики готовы пойти на нарушение правил дорожного движения, чтобы перехватить пассажира у местных конкурентов и у гостакси. Они практически не отдыхают, так как заработать им надо в два раза больше, чтобы после оплаты временного жилья, питания, бензина и обязательного «отстегивания пая» инспекторам дорожной полиции, хоть что-то оставалось в кармане.
Молодой таксист Рахман из Лебапского велаята говорит, что в Ашхабаде люди живут богаче, поэтому предпочитают ездить на такси. «Мне выгоднее калымить здесь, чем у себя в Туркменабате, даже с учетом дополнительных расходов на жилье и пропитание. Но среди моих коллег уже есть опасения, что в отношении всех частных извозчиков, особенно приезжих из других городов, правила работы в столице ужесточат», — говорит Рахман.
Эти опасения среди ашхабадских «бомбил» появились после состоявшегося на самом высоком уровне разговора о недотатках в работе службы такси и вынесении «строгача» министру автомобильного транспорта. И эти опасения небеспочвенны. Уже муссируются слухи о введении запрета на заезд частников на стоянки такси в районе старого аэропорта, возле железнодорожного вокзала, о совместных рейдах сотрудников дорожной полиции и налоговых инспекторов по задержанию тех, кто занят частным извозом без соответствующей лицензии на перевозку пассажиров, страховового полиса или патента на индивидуальную трудовую деятельность.
По словам представителя государственной налоговой службы по городу АшхабадуБатыра Аннакурбанова (фамилия изменена по просьбе инспектора службы), более 90 процентов частников ни копейки не платят государству в виде налогов и других отчислений. Офицер дорожной полиции Максат Иламанов считает, что подержанные автомашины японского и немецкого производства, в массовом количестве завезенные в Туркменистан в 1990-2010 годы и нещадно эксплуатируемые, усугубляют ситуацию на дорогах и каждый день пополняют статистику ДТП. Особенно много автоаварий с тяжелыми последствиями, по его словам, происходит на автотрассах Ашхабад-Мары-Туркменабад, Ашхабад-Арчман-Гумдаг-Туркменбаши и Ашхабад-Каракумы-Дашогуз.
Года два назад власти Туркменистана предприняли попытку возродить государственную службу такси. Тогда, как писали в местных СМИ, «в целях повышения уровня обслуживания пассажиров» президент Бердимухаммедов распорядился закупить для Ашхабада 300 легковых автомашин-такси марки «Хундай». Однако оснащенные кондиционером, удобные в эксплуатации, комфортабельные для водителя и пассажиров, эти новые машины все равно не смогли составить достойную конкуренцию таксистам-частникам.
«Некому работать, вон они простаивают, — кивает диспетчер столичного таксопарка по имени Тангрыгулы. — Уже несколько раз и объявления давали в центральной газете «Туркменистан» и в городских изданиях, и высокие заработки обещали при выполнении плана выручки…»
Наличие свободных вакансий в государственных таксомоторных парках, по мнению диспетчера Тангрыгулы, связано, во-первых, с порочной практикой принятия на работу только при наличии столичной прописки и, во-вторых, с высокими требованиями, предъявляемыми к водителям государственных такси. Он говорит, что парней из провинции, желающих работать на комфортабельном «Хундае», хоть отбавляй, но их не берут из-за отсутствия ашхабадской прописки, а ашхабадцы не горят желанием трудиться на кабальных условиях.
«Выехал на линию — обязан за смену сдать выручку 100 манатов ( примерно 35 долларов), а заработать эти деньги, поверьте, очень нелегко, когда кругом крутится так много частников», — говорит диспетчер таксопарка Тангрыгулы.
Пресловутый план перевешивает все льготы и преимущества, установленные для водителей государственных такси, которые имеют право на свободный въезд на стоянки такси в Ашхабадском международном аэропорту, на привокзальной площади, возле крупных рынков и торговых центров. Не прельщает местных парней и неплохая, по здешним меркам, месячная зарплата в 1200 манат (примерно 420 долларов), на которую можно рассчитывать, разумеется, при выполнении установленного плана. Но если план срываешь, то тогда недостающая часть выручки удерживается из зарплаты водителя.
Трудную задачу придется решать министру автомобильного транспорта Меле Курбандурдыеву за один месяц, отпущенный ему президентом на исправление ситуации и устранение недостатков в работе службы такси. Чтобы добиться успеха, необходимо юридически упорядочить деятельность многочисленных частных извозчиков, в настоящее время работающих без лицензий и страховых полисов, не имеющих патента на индивидуальтную трудовую деятельность. Но, с другой стороны, любые жесткие ограничительные меры могут обернуться повышением цен на перевозку пассажиров или, что еще хуже, спровоцировать социальное напряжение в относительно стабильном туркменском обществе.
За последние десятилетия в стране появились социальные группы, которые в какой-то степени независимы от государственного контроля. Это базарные торговцы, а также те, кто содержит свою семью за счет работы на базаре: арбакеши, грузчики, носильщики, подсобники. К ним относятся и таксисты-частники. Были случаи, когда попытки властей ухудшить положение или повлиять на источник основного дохода этих групп оборачивались нежелательными и опасными для самой власти последствиями. В ноябре 2007 года несколько сотен человек, по оценкам очевидцев, около тысячи, среди которых были мужчины, женщины и подростки, перекрыли движение автотранспорта в центре Дашогуза, протестуя против закрытия на период хлопкоуборочной страды самого крупного в городе рынка «Бай-базар».
«Был случай с повышением цен на бензин, — рассказывает владелец автомашины «Тойота» 32-летний Оразлы Атданов из микрорайона Кеши. — Тогда, помнится, частные извозчики и автовладельцы свой протест выразили тем, что побросали свои машины возле бензоколонок и парализовали движение транспорта в Ашхабаде. На следующий день по телевизору показали кадры, как Ниязов отчитывал своих подчиненных якобы за самодеятельность, проявленную ими в его отсутствие, и вернул прежние цены на бензин. Так что, думаю, и нынешние власти не рискнут полностью перекрыть нам кислород. Так попугают немного…»
Источник: Гундогар
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.