Виталий Волков
На выборы в туркменский Меджлис идут две партии, а не одна. Но знают ли об этом сами избиратели и стремятся ли найти в списке кандидатов тех, кто выразит их интересы в парламенте?
15 декабря в Туркмении состоятся выборы в парламент страны — Меджлис. Туркменские СМИ подчеркивают, что впервые в истории независимой республики в выборах участвует не только Демократическая партия (ДПТ), но и созданная в 2012 году Партия промышленников и предпринимателей (ПППТ).
Нелояльных нет
Однако более состязательными и демократичными, чем выборы 2008 года, предстоящие вряд ли станут. Руководитель работающей в Вене правозащитной организации Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин в интервью DW рассказал, что все без исключения кандидаты в депутаты парламента, как и ранее, проходят проверку соответствующих органов на предмет лояльности к власти.
«Если верить официальным цифрам, было зарегистрировано 283 кандидата. Около 100 человек — от ДПТ, 21 человек — от ПППТ, 90 — от профсоюзов, еще есть кандидаты от Союза женщин, Союза молодежи, инициативной группы граждан. Но не согласованных с властями кандидатов тут нет. ПППТ дали самой составить список кандидатов, но ее руководство отвечает за их благонадежность по отношению к власти перед президентом», — говорит Тухбатуллин.
«Если помните, летом прошлого года бывший министр культуры республики Нурмухаммедов пытался зарегистрировать инициативную группу для создания партии и участия в нынешних выборах, и тут же был направлен на принудительное лечение от наркомании. Он провел в соответствующем учреждении девять месяцев. По нашим данным, после этого никто не осмелился участвовать на выборах без согласования с властями», — продолжает правозащитник.
Оппозиция своих людей решила не подставлять
Согласно закону, инициативные группы граждан могут выдвигать кандидатов, напоминает лидер туркменской Республиканской оппозиционной партии в изгнании Нурмухаммед Ханамов. «Наша партия рассматривала вопрос о том, чтобы собрать такую группу (естественно, не объявляя, что за этим стоит оппозиция) и выдвинуть от нее кандидата. Но мы отказались от этого плана из опасения, что если только власти заподозрят связь этих людей с нами, для каждого из них это будет равносильно надеванию на шею петли», — расказывает Ханамов.
Впрочем, и среди тех кандидатов, которые зарегистрированы туркменским ЦИК и прошли все проверки компетентных органов, не все баллотируются по своему желанию. «Подавляющее большинство из них попало под так называемые разнарядки, то есть списки согласовывались в районных администрациях, а затем их вызывали туда и объявляли, что они будут зарегистрированы. Некоторые пытались отказаться, но их все равно зарегистрировали», — говорит Фарид Тухбатуллин.
В 2008 году на первых выборах в парламент при правлении Гурбангулы Бердымухамедова, в отличие от ниязовских времен, в официальной прессе не публиковались программы кандидатов. Сейчас такие программы снова публикуются. С другой стороны, глава ТИПЧ сообщил, что его организация изучала списки кандидатов, напечатанные в туркменских газетах. «Обращает на себя внимание странное обстоятельство: у многих кандидатов партийность не указана. Это надо понимать так, что внутри парламента разницы, кто от какой партии туда попал, не будет, как соответственно не будет и парламентской борьбы мнений», — дополняет Тухбатулин.
Как узнать о выборах
«Реклама выборов появилась недавно, а то многие о них даже не знали. Сотрудники местных администраций обходят дома, сверяют списки жильцев, готовясь к голосованию. Люди спрашивают, зачем это надо, и тогда узнают, что, оказывается, будут выборы», — делится своей информацией с DW Нурмухаммед Ханамов.
«Власти всячески пытаются привлечь к выборам внимание населения. Даже на сайт нашей организации присылают комментарии — ясно, от кого — с призывами активно участвовать в них. С другой стороны, жители страны прекрасно понимают, что парламент останется в подчинении президента. По нашим данным, население никакого интереса к выборам не проявляет, да и не повсеместно о них знает», — подтверждает Фарид Тухбатуллин.
По мнению Нурмухаммеда Ханамова, населению в целом безразлично, кто попадет в Меджлис, поскольку парламент созыва 2008 года не провел ни одного заседания по проблемным вопросам жизнедеятельности государства, которое состоялось бы не по указке президента. «И нынешние выборы пройдут по заранее прописанной режиссуре, согласно которой обязательно вторая партия, о которой население совсем мало наслышано, попадет в парламент. Но программы у обеих партий одинаковые — проправительственные. А счетная палата заранее получит указания, сколько процентов какой партии надо дать», — говорит оппозиционер.
Наблюдатели: 15 человек на туркменский Меджлис
Международные организации, в том числе ОБСЕ, пришлют наблюдателей на выборы. Но, как отмечает туркменский правозащитник Фарид Тухбатуллин, надо различать — либо у наблюдателей есть мандат на полное наблюдение за выборами, и тогда приезжают большие миссии, — либо речь идет о формальном присутствии, и тогда приезжает небольшая рабочая группа.
«Такая рабочая группа от ОБСЕ была и на выборах в парламент 2008 года. Сейчас тоже это будет лишь формальный вариант. Несколько человек собирается послать Евросоюз, но и ОБСЕ, и ЕС пришлют своих людей буквально за пару дней до выборов, то есть за тем, идет ли предвыборная борьба, они следить не смогут», — утверждает Тухбатуллин. «Что такое 15 наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ! Их даже не хватит по одному на каждый город», — в свою очередь считает Ханамов.
Источник: Deutsche Welle
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.