понедельник, 27 января 2014 г.

Афганистан после НАТО – вопросы безопасности для Туркменистана

После двенадцати лет военной миротворческой операции в Афганистане, НАТО принялорешение о выводе Международных Сил Содействия Безопасности (ISAF). Операция признана неудавшейся — добиться полной ликвидации движения Талибан — международному войсковому контингенту не удалось.

Они уходят…
Истории повторяются, в 1989 году, после десятилетней войны, Афганистан, признав свое поражение, покинули советские военные. Теперь, провал военной операции и бессмысленным пребывание в Афганистане международного контингента, признало НАТО.
Вывод коалиционных войск из Афганистана должен завершиться до конца 2014 года. Планируется, что с этого момента управление и обеспечение безопасности перейдет к местным органам. Ограниченный контингент западных военных в Афганистане все же останется, но целью их прибывания будет содействие безопасному режиму функционирования находящихся там гуманитарных миссий. Гуманитарные миссии, которые будут помогать афганскому народу строить стабильное, демократическое, гражданское общество.
После НАТО
Как будет развиваться ситуация в Афганистане после 2014 года, предсказать сложно. Туркменистан, как и другие граничащие с Афганистаном государства очень озабочен своей безопасностью после вывода из Афганистана войск НАТО. Основными возможными проблемами для Туркменистана после вывода войск международной коалиции из Афганистана, могут стать: борьба с незаконным оборотом наркотиков, борьба с международным терроризмом, борьба с незаконным пресечением государственных границ, борьба с вооруженными нападениями Талибов на границу Туркменистана, огромные потоки беженцев и увеличение потока незаконной миграции.
Возможные риски
Насколько вывод коалиционных войск из Афганистана может повлиять на ситуацию с безопасностью и в Туркменистане, и в Центральной Азии в целом? Этот вопрос будоражит умы регионального и международного экспертных сообществ. Существует множество мнений, догадок, прогнозов и сценариев возможного развития событий. Предсказать что-то наверняка, имея в активе очаг нестабильности и невнятную региональную политику безопасности, практически невозможно. Есть ли угрозы для стран Центральной Азии? Какие они? Или быть может Талибы будут заняты проблемами внутри страны и до внешних соседей им не будет дела?
Возможные риски для Туркменистана связаны в первую очередь с протяженной (744 км) и плохо охраняемой границей с соседним Афганистаном. От того, каким будет положение на практически открытой туркмено-афганской границе, зависит и то, каким из возможных угроз будет подвержен Туркменистан.
Наиболее актуальными рисками для Туркменистана являются: территориальная безопасность и целостность, религиозный экстремизм и терроризм, возможность увеличения наркотрафика. А в случае дестабилизации положения в Афганистане, Туркменистан может столкнуться и с вопросом приема этнических беженцев – а в решении этого вопроса, у туркменской стороны нет ни практики, ни, как показывает исторический опыт, особого желания.
Беженцы
Афганские туркмены, чья доля населения составляет около 3% от 23 миллионов жителей Афганистана — это приблизительно 1 миллион человек, — проживают на северо-западе страны вдоль границы с Туркменистаном и Узбекистаном.
Официальный Ашхабад не особо интересуется судьбой туркмен в Афганистане. За долгие десятилетия войны в Афганистане, на территории Туркменистана не было организованно ни одного лагеря беженцев для афганских туркмен, в отличии к примеру от Пакистана или Ирана, где такие лагеря есть.
Туркменистан не оказал помощи афганским беженцам, когда некоторые жители просили предоставить убежище в Туркменистане во время жестокой атаки талибов в конце 1990-х гг. Для этнических туркмен Афганистана посещение исторической Родины сопряжено с рядом трудностей, туркменские власти максимально усложнили процедуру получения визы.
Учитывая тот факт, что весной прошлого года, в Фарьябе, что на северо-западе Афганистана, у границы с Туркменистаном, были зафиксированы ожесточенные столкновения с Талибами, не стоит сбрасывать со счетов возможный приток беженцев. Не только этнических туркмен, но и афганцев, пострадавших от нападения боевиков. Тогда, боевики захватили контроль над несколькими деревнями в Фарьябе — обычно относительно мирной провинции — и тысячи человек вынуждены были покинуть свои дома. Как будет развиваться ситуация после выхода НАТО, неизвестно, но это уже тревожный сигнал для стран-соседей.
Безопасность
Это столкновение должно послужить тревожным звонком для туркменского правительства. Сейчас боевикам в Афганистане противостоят силы коалиции, после вывода войск НАТО и передачи всех полномочий афганским властям, нет гарантии того, что они смогут в равной степени контролировать ситуацию. Туркменские пограничники сталкиваются с разовыми вылазками вооруженных контрабандистов на своей территории и могут дать им отпор, но если речь пойдет о столкновениях с вооруженными, хорошо натренированными боевиками, то противостоять им своими силами туркменская сторона не сможет. И тогда ситуация может перерасти в вооруженный конфликт между двумя странами. Возможно, Туркменистан надеется на то, что статус “Нейтралитета” защитит его границы от вторжения со стороны Афганистана, но так же возможно и то, что если контроль над афганскими северными территориями перейдет к талибам, то они не будут считаться с нейтральным статусом своих соседей.
Наркотрафик: мифы и факты
Все без исключения страны Центральной Азии выражают обеспокоенность тем, что после вывода войск НАТО наркопроизводство и наркоторговля возрастет в разы и выйдет из-под контроля. Туркменистан не исключение в унисоне голосов, опасающихся повальной наркомании. Следует отметить, что наркомания давно стала национальным бедствием страны. Безработица и ограниченная возможность для получения профессионального, в том числе и высшего, образования, приводят к незанятости и невостребованности молодежи. Это, в свою очередь способствует тому, что все большее и большее количество молодых людей становятся наркоманами. При относительной дешевизне наркотиков и при их общедоступности – купить наркотики можно без особых проблем, — наркомания и наркоторговля зачастую являются единственным способом как заработать деньги для одних, так и уйти, хоть ненадолго от безнадежной реальности, для других.
По данным доклада ООН (UNODC) “Опиумные потоки через Северный Афганистан и Центральную Азию”, на 2010 год, изъятие героина на туркмено-афганской границе составило только 104 кг, а изъятие опия — 757 кг. Из заявлений туркменских пограничников следует, что партии героина из Афганистана не очень большие (от 2 до 20 кг) и незаконное пересечение границы происходит в отдаленных районах. Однако трафик возрастает, и это по мнению экспертов UNODC, связано во-первых с более усиленной охраной афгано-таджикской границы, а во-вторых есть информация, что в Афганистане, вблизи туркменской границы, появилась лаборатория по переработке наркотиков. Возможно эти лаборатории появились там, потому что через Туркменистан в Афганистан идет контрабанда прекурсоров — химических реагентов, необходимых для производства наркотиков.
Туркменистан считается одним из каналов, через который афганские наркотики незаконно попадают в Россию и Европу. Поэтому основное беспокойство Туркменистана по поводу наличия у него общей границы с Афганистаном относится именно к контрабанде наркотических веществ.
Кроме того, Туркменистан единственная страна Центральной Азии, которая граничит с Ираном. Существует еще один коридор: через который часть наркотиков уходит в иранском направлении, а далее через Каспийское море на Кавказ, в Турцию и на Балканы.
Наркотики – основа афганской экономики?
Опасения, опасениями, но вряд ли вывод международного контингента из Афганистана может тотально повлиять на увеличение объемов наркоторговли. Причина проста, в задачи войск НАТО не входило пресекать производство наркотической продукции на территории Афганистана. Это непростое политическое решение было принято руководством НАТО и правительством США. Решение – сохранить опиумные плантации и позволить афганцам выращивать опиумный мак, дабы афганская экономика не впала в коллапс. В противном случае, ситуация грозила превратиться в хаос, голод и еще большее кровопролитие. Другими словами, все эти годы, наркотики выращивались и производились в том же объеме, и это единственный источник существования для истерзанных десятилетиями войн, афганских крестьян.
В этом направлении пока какого-то вразумительного решения нет. Да и основа проблемы лежит глубже: в соседствующих с Афганистаном странах уже давно созданы хорошо отлаженная инфраструктура транспортировки наркотиков и система их оптового и розничного сбыта. Все поставлено на рельсы и приносит колоссальные доходы определенной группе лиц.
И вопрос не в том, сколько будет выращиваться опия в Афганистане, а в том, чтобы перекрыть транзит через нашу страну. А с учетом того, что туркменские спецслужбы недостаточно эффективно работают в этом направлении, видимо имеет смысл приглашать зарубежных специалистов и международные организации по борьбе с распространением наркотиков.
Туркменские тактические игры
Исходя из всех возможных для себя опасностей, Ашхабад старается вести переговоры с Кабулом, с правительством Афганистана независимо от того, кто стоит у власти. Сегодня, так же как и вчера, когда президентом был Сапармурат Ниязов, Туркменистан вступает в диалог с каждой из политических сил, даже если это Талибы. Возможно, хорошие отношения с соседним Афганистаном, единственная надежда Туркменистана избежать для себя сложностей после 2014 года. Хотя, в то же время нет никаких гарантий, что правительство Хамида Карзая в Кабуле сможет самостоятельно контролировать все эти вопросы: наркотрафик, терроризм, потоки беженцев, угрозы территориальной целостности Афганистана. Нейтральному Туркменистану, в такой ситуации было бы полезно заручиться поддержкой хоть каких-то союзников.
В итоге, Туркменистан к моменту вывода войск НАТО из Афганистана имеет в активе следующее:
  • Слабую государственную организацию, развитый репрессивный аппарат, закрытое общество, с ограниченным доступом к информации и большим процентом безработных граждан;
  • Слабо развитое гражданское общество и массовое потребление наркотиков среди населения;
  • Налаженный наркотрафик на туркмено-афганской границе и транзит далее в Иран, Россию и Европу;
  • Плохо охраняемую границу с соседним Афганистаном и не достаточно развитые военные и пограничные структуры;
  • Статус “постоянного Нейтралитета” который не позволяет Туркменистану вступать в какие либо альянсы по обеспечению совместной безопасности.
С таким “багажом” Туркменистану будет сложно самостоятельно реагировать на возможные вызовы со стороны Афганистана, после вывода войск Коалиции.
Айша Бердыева