среда, 12 февраля 2014 г.

Туркменистан: поколение зомби-недоучек

В свое время «чудачества» первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, по большей части смахивающие на мракобесие, опустили систему образования в стране, что называется, ниже плинтуса. Новому, действующему главе государства Гурбангулы Бердымухамедову пришлось исправлять «перегибы» предшественника. Он вернул 10-летнее обучение в школы и 5-летнее в ВУЗы, восстановил упраздненные Академию наук, а за одно — оперу, балет и заново открыл закрытые районные больницы.

Безусловно, возвращение в лоно цивилизации пошло стране на пользу. Но жесткие идеологические догмы, которыми пронизаны все сферы жизни туркмен, не позволяют, надеется на качественные перемены в системе образования Туркменистана. В январе 2008 года Бердымухаммедов выступил со своей (следовательно, государственной) идеологической концепцией «Эпохи Великого Возрождения», исчезли ссылки на «Рухнаме». В школах сократились уроки по «Рухнаме», а изучение ее текста было включено в программу нового предмета «Обществознание», где она теперь изучается уже наряду с произведениями самого Бердымухаммедова.
Понятное дело, что любую реформу, включая сферу образования, необходимо планировать и реализовывать на долгосрочный период. Но в Туркменистане, где одна идеология приходит на смену другой, реформы носят свою специфику: преобразования не затрагивают фундаментальных основ, по большей части формальны и направлены на скорейшее удовлетворение сиюминутных задач. Разумеется, в этом деле немало показухи, призванной продемонстрировать успешную реализацию поставленной задачи. Чтобы в этом убедиться, достаточно присмотреться к некоторым аспектам, проводимых преобразований.
Скажем, 9-летний и 12-летний учебные планы были расширены без разработки соответствующих учебников или методик. В результате национальные школьные программы в старших классах часто просто повторяют и обобщают информацию из младших классов, а директора и учителя оказываются неспособны подготовить более благоприятные условия для первых классов.
Современные школы, как правило, оснащены современным оборудованием, таким как компьютеры, ноутбуки или интерактивные доски. В Туркменистане распределение оборудования происходит с высокой долей избирательности: во многих школах не хватает оснащения, и большинство из них совсем не получают никакого оборудования. Тем не менее, многие учителя и директора боятся повредить оборудование, и поэтому они либо не позволяют использовать его в классах, либо выставляют его для аккуратного пользования только во время проверок или официальных визитов. Учителя в школах не имеют достаточной подготовки в целом в сфере информационных технологий и тем более в работе с учебным программным обеспечением и оборудованием. В регионах не везде есть доступ в Интернет. Наконец, существует дефицит электроэнергии, что делает наличие информационных технологий бесполезным. Даже в городах, соединение с Интернетом идет медленно и контролируется правительством, разрешающим к просмотру только несколько сайтов. Таким образом, идея использования технологий в школах остается в основном на бумаге и далека от того, чтобы реально улучшить систему образования.
В 2012 году было объявлено об открытии 114 новых школ не только в городах, но и в более отдаленных местах. Стоимость строительства и ремонта отдельных учебных заведений оказалась, что называется, запредельной. Но на что не пойдешь ради показухи.
На средства, потраченные на строительство школ в родных селах семьи Бердымухамедова Барабап и Изгант можно отремонтировать тысячи школ по всей стране. Большинство из них по-прежнему управляются самостоятельно и ремонтируются за счет небольших пожертвований родителей учеников.
Школьные учебники – постоянная головная боль туркменского образования. Учителя постоянно выражают недовольство качеством содержания и неравным распределением учебников. Новые учебники в основном написаны неопытными авторами и учителями без надлежащей квалификации. В результате, многие учителя не в состоянии использовать новые учебники и до сих пор используют старые советские, выпущенные в начале 90-х.
Одним из ключевых препятствий в развитии национальной системы образования остается уровень качества подготовки учителей. Ниязовские «реформы» привели к тому, что были уволены или отправлены на пенсию большинство опытных педагогов. На их место пришли недавние выпускники университетов, и хотя они получили образование в соответствии с новой университетской системой, качество их подготовки довольно низкое.
Не лучшим образом обстоят дела в ВУЗах. От одиозной «ниязовской дури» — обязательной трудовой и военной службы для молодых людей перед поступлением в университет избавились сразу. Расширили университетские программы до стандарта пяти лет, заново открыли несколько университетов и пригласили в Туркменистан иностранных ученых и представителей зарубежных университетов. Запланировано открытие частных университетов и привлечение из-за границы высококвалифицированных преподавателей. Позитивно было воспринято решение об открытии Академии наук и восстановление аспирантуры.
Но и в реформирование ВУЗ наблюдаются проблемы системного характера, решить которые в обозримом будущем вряд ли получится. Например, университетские программы, хотя и были расширены в соответствии с международными стандартами, стало ясно, что уволенных в ниязовскую эпоху научных сотрудников и преподавателей неким заменить. Острый кадровый дефицит качественного преподавательского состава в университетах, едва получится восполнить в ближайшее десятилетие, если не приглашать в массовом порядке иностранных специалистов. На этот шаг туркменские власти вряд ли решаться. Ведь эти специалисты могут привезти с собой не только знания по техническим специальностям, в которых так остро нуждается страна, но и альтернативные взгляды на мир, на человеческое бытие, которые будут противоречить официальным догмам.
А человек мыслящий, склонный к рассуждениям для режима – хуже террориста-смертника. Режиму Бердымухамедова нужны технари-специалисты без души и морали, верящие в догмы очередного «президента-божка» и готовые беспрекословно исполнять все желания этой земной «высшей воли». Без системы подготовки квалифицированных специалистов экономика страны попросту в один прекрасный день встанет. Власть это понимает и осознает, что ей нужны свои управляемые зомби.
Но тут опять проблемы. Молодые туркмены не хотят «зомбироваться» и желают жить полноценной человеческой жизнью – пить и гулять, «лазить» в Интернете и иметь свободный доступ к интересующей информации. Режим отвечает — «не положено». Какой там Интернет, туркменским студентам официально запрещено даже водить машину или приезжать в университет на такси. Им нельзя посещать дискотеки, бары, рестораны. Поэтому, чтобы пакет запретительных мер получился полным, осталось дождаться, когда выйдет президентский указ о запрете молодежи «ковыряться в носу».
Картинка не будет полной, если не упомянуть, что не обошел стороной систему туркменского образования такой порок как коррупция. Он поразил систему по всей вертикали. Учителя в школах должны платить за освобождение от сезонной работы на хлопковых полях, оплачивать ремонт классов и покупку материалов. Эти расходы впоследствии перекладываются на родителей учеников. Широко распространена практика приема мелких взяток — продуктами питания или домашними животными в обмен на более высокие оценки. Учителя часто обязаны платить директору школы, чтобы сохранить свои рабочие места, а директора, чтобы сохранить свои места, вынуждены давать взятки чиновникам местных или региональных органов управления образованием.
В ВУЗах «отступные» уже иного порядка. Два года назад Г.Бердымухамедов распорядился внедрить видеонаблюдение во время вступительных экзаменов. Всевидящее око не смогло сократить «сборы» для ректоров и преподавателей со студентов, пытающихся поступить в университеты. Напротив, размер взятки, уплачиваемой за успешно сданные экзамены, в прошлом году увеличился до 40-70 тысяч долларов для поступления в такие престижные университеты как медицинский университет или юридический факультет туркменского государственного университета.
Говхер Непесова
Статья получена от одного из наших читателей и опубликована без изменений. Мы благодарим Говхер за этот труд. И напоминаем всем, что присылать нам свои статьи вы можете с помощьюформы обратной связи или на email: turkmen.initiative@gmail.com