Создание молодежных дружин, занимающихся вылавливанием целующихся парочек, меры против медиков, практикующих операции по восстановлению девственной плевы, собеседования «с пристрастием» с туркменскими студентами, обучающимися в зарубежных вузах — к этим и другим подобным действиям сводится молодежная политика туркменских властей.
О, с позволения сказать, «молодежной политике» руководство Туркменистана и не задумалось бы, если бы не участившиеся и резонансные (в зарубежных СМИ) случаи неприемлемого поведения наших парней и девушек, обучающихся или работающих за пределами страны.
Драки, убийства, самоубийства, хулиганство и прочие действия криминального характера с участием туркменской молодежи стали информационным поводом для многочисленных газетных статей и телевизионных репортажей в Белоруссии, Украине, России, Турции. Низкая успеваемость большинства наших студентов, непристойные (с точки зрения туркменских чиновников) видеоролики на Youtubeтоже не красят политический режим, правящий в Туркменистане.
Последнее обстоятельство — негативное отражение туркменского режима в зарубежной прессе — больше беспокоит власти, нежели судьбы молодых соотечественников.
Тем не менее, какие-то попытки создания молодежной политики делаются. В структуре кабинета министров создается отдел молодежной политики, а в новоизбранном парламенте появляется Комитет по делам молодежи.
Но, кто трудится в этих структурах? Какие специалисты? И что они могут предложить кроме «запретить», «непущать», «покарать»?…
Бягуль Нурмырадова, известная тем, что ввела новое требование – всем женщинам, независимо от национальности, носить балаки – национальные туркменские шаровары, отличилась и в этот раз. Как только в верхах заговорили о молодежи и морали, она вышла с предложением преследовать врачей, которые делают гименопластику (операция по восстановлению девственной плевы), вплоть до введения уголовной ответственности.
Госпожа Нурмырадова не была голословна и, как нам сообщают, довела до президента страны аргументы. По ее инициативе в нескольких школах Ашхабада медики провели исследования и выявили, что «не все старшеклассницы оказались девственницами». В то же время нравственность и менталитет туркмен требуют, чтобы замуж девушки выходили будучи непорочными. Ритуал проверки постельного белья после брачной ночи по-прежнему существует. И здесь, на помощь молодым женщинам, потерявшим девственность до замужества, приходят врачи. Операции по восстановлению девственности и сейчас проводятся нелегально и вне стен медицинских учреждений. Стоит такая операция от $400 и выше. В любой женской консультации подскажут адресок, куда можно обратиться с «щекотливой» проблемой. Потому-то, по мнению чиновницы, туркменские девушки ведут себя неподобающим образом.
Но хочется спросить у Б.Нурмырадовой — во врачах ли дело?
Уж врачи-то никак не виноваты в том, что сама девственность в стране, где все покупается и все продается, тоже стала товаром. Есть установившаяся такса. Состоятельные туркменистанцы покупают девочек на «первый раз» за $1500.
Не по этой причине, но недавно президент заговорил об использовании опыта воспитания молодежи времен СССР. Многие тут же вспомнили об октябрятах-пионерах. Но ретивые исполнители поняли эти слова «в меру своей испорченности» и решили, что на самом деле лидер нации имел ввиду не комсомольцев и тимуровцев (добровольных помощников стариков), а ДНД — добровольные народные дружины — верных помощников полиции. И теперь группы молодых ребят вылавливают по вечерам в скверах и парках Ашхабада целующиеся парочки, подвыпивших людей, одиноко идущих женщин и всю эту «аморалку», с чувством исполненного долга, передают в руки полицейских.
Часть туркменской молодежи и ранее (5-10 лет назад) не отличалась примерным поведением. Драки, изнасилования, автоаварии с человеческими жертвами с участием отпрысков высокопоставленных чиновников стали чуть ли не нормой жизни. Об отдельных подобных случаях становилось известно только, если это было выгодной той или иной группировке, стремящейся укрепить свои позиции в верхних эшелонах власти. Конкуренты не упускали возможности донести до президентского уха подробности происшествия с отпрыском очередного министра. И тогда министр — папаша не в меру распоясавшегося отпрыска — лишался своего поста, а с ним за одно выгоняли и ректора вуза, где учился министерский сынок.
Но гласности такие случаи предавались очень редко и особого беспокойства руководству страны не доставляли. Другое дело туркменские студенты в зарубежных вузах. Их не отправишь на ежедневные репетиции праздничных торжеств, не будешь держать в общаге с режимом мало отличающимся от тюремного, не заставишь одинаково одеваться и ходить строем под контролем преподавателей. Журналистов иностранных тоже не заткнешь.
Пока власти вопреки здравому смыслу пытаются решать проблемы одними запретами, без учета мнения самих молодых людей и экспертов в этой сфере, продолжается моральная деградация общества. И беда в том, что происходит она при прямом участии государства. Сначала под видом возрождения национального самосознания забили детям голову Рухнамой, сейчас — бесконечными массовыми «патриотическими» мероприятиями и новыми книгами. У детей и молодежи, по мнению чиновников не должно оставаться свободного времени. Тогда, как думает чиновник, не будет никаких инцидентов, правонарушений и подростковой преступности.
Однако, уже давно пора понять, что чем жестче будет режим в отношении молодежи внутри страны, чем больше будет запретов, тем развязнее будут вести себя парни и девушки вырывавшиеся на свободу, т.е. оказавшиеся за пределами родного отечества.
А то, в каком свете показала себя Бягуль Нурмырадова — вице-премьер туркменского правительства по вопросам культуры (!) — инициировав медицинскую проверку старшеклассниц, говорит о том, что мораль и этика у этой дамы отсутствуют.
Так что начинать ей, и ее коллегам в правительстве, надо с себя. А молодежь, как правило, учится на примере старших.
Фарид Тухбатуллин