Морозы, выдавшиеся этой зимой в Туркменистане можно назвать небывалыми для наших краев. В Ашхабаде столбик термометра опускался до семнадцати градусов ниже нуля. Холода стали испытанием не только для жителей города, но и для всей столичной коммунальной инфраструктуры.
Ашхабадская зимовка без тепла и воды
Несмотря на обилие новых административных и жилых комплексов, которые создают весьма современный облик туркменской столицы, первые же заморозки выявили — что системы отопления и водоснабжения города не рассчитаны на фарс-мажорные обстоятельства. Причем проблемы проявились повсеместно, и в новых кварталах, и в старых микрорайонах. И если со старыми домами, где замены систем отопления и водоснабжения не проводились лет 30-40, то к новым жилым массивам много вопросов.
Ведь каждый новый беломраморный жилой дом – это миллионы долларов США. Каким стандартам следуют строители, если системы отопления и водоснабжения выходят из строя при первых же морозах? И почему власти не считают нужным выделить деньги из бюджета на полную реконструкцию старой, пришедшей в упадок, еще советской инфраструктуры города? Ведь страдают не только жители домов — нет отопления в школах, детских садах и больницах. Дети на уроках не снимают верхней одежды. Родители в детских садах устанавливают газовые печки своими силами, не смотря на то, что это накладно финансово, небезопасно и вредно для здоровья детей.
Куда уходят деньги от экспорта природных ресурсов Туркменистана, мы примерно знаем. Ну куда уходят деньги налогоплательщиков, которые платят налоги государству чтобы иметь социальный и коммунальный пакеты услуг?
Справляйтесь сами
Без тепла и воды в таких условиях одна надежда на ЖКХ. Жители обращаются за помощью, жалуются, негодуют, но все безрезультатно.
По словам одной столичной жительницы, на все ее жалобы на отсутствие воды и тепла в квартирах, кроме абсурдных советов «не закрывайте краны» и «отапливайтесь газовой плитой», никаких действий от коммунальщиков не последовало.
«Мы переехали в этот дом в 1962 году, сразу после его постройки, и с тех пор замены водопроводных труб, или отопления не проводились», — говорит она. Понятно, что за эти десятилетия трубы прогнили, заржавели и вся система требует капитального ремонта. По словам ашхабадки, если бывали разрывы труб, то тогда городские службы приезжали, раскапывали и меняли только поврежденный участок трубы, и так год за годом.
Коммунальные службы или не справляются со своими задачами, или просто не имеют практики решения подобных проблем, но так или иначе, жалобы населения как правило остаются без внимания.
Жильцы другого столичного микрорайона, утверждают что в те морозные дни они прошли все инстанции районного Хякимлика. Высшее руководство недовольных не приняло. Попытка связаться с хозяйственниками или административными работниками, тоже не имела успеха. Секретарша ответила, что все заняты на уборке снега, и попросила не мешать работать.
Выживать в сложившихся обстоятельствах, когда батареи центрального отопления «слегка теплые» и воды нет по три дня и в самом деле пришлось самостоятельно. По рассказам ашхабадцев, водой делились соседи с нижнего этажа, пока у них текла тоненькая струйка, когда замерзло везде — воду покупали в бутылках. У кого была возможность, ночевать ходили к родственникам и друзьям, как правило у кого частные дома и свое, газовое отопление. Ситуация напоминала положение «осадного» города, и это в современных реалиях Туркменистана, где ежедневно рапортуется о достижениях во всех сферах жизни.
Налог в срок
Тем не менее, налог на коммунальные услуги взимается со всех жителей города. Но к сожалению, общее гражданское самосознание туркменского общества, еще не достигло того уровня активности, чтобы требовать за свои налоги, соответственно, исполнения обязательств от тех или иных служб. Нет понимания того, что служащие в Хякимликах работают для народа, и получают зарплату с их налогов и в их задачи входит решать возникающие у населения хозяйственные и коммунальные проблемы. А чиновники возомнили себя властителями и ситуации, и судеб.
Как обычно все отлично
Недовольная жительница Ашхабада написала письмо хякиму города с просьбой навести порядок. Ни ответа, ни каких-либо действий так и не последовало. «Я даже звонила в газету «Нейтральный Туркменистан», и просила корреспондентов написать о том, что у нас дома холодно так же, как на улице и воды нет уже три дня, — говорит она, — ну вы же знаете как у нас это обычно бывает, от меня только отмахнулись». И в самом деле, в туркменской официальной прессе, только репортажи о налаженной работе коммунальщиков по уборке снега, и сообщения, что тепловое хозяйство столицы работает в плановом для соответствующих погодных условий, режиме. И ни слова о том, с какими сложностями столкнулись жители в эти морозные дни.
Айша Бердыева