Дэвид Триллинг и Джоанна Лиллис
Российско-украинский кризис глубоко обеспокоил авторитарные правительства центральноазиатских республик. С одной стороны, они бы хотели удержать под контролем силы, высвобожденные движением Евромайдана, с другой стороны, силовые методы Кремля, судя по всему, заставляют их нервничать.
Подконтрольные государству СМИ центральноазиатских государств предпочитают помалкивать о том, что касается событий в Киеве, Крыму и на остальной территории Украины. Многим в регионе очевидны параллели между изгнанным и, как утверждают, коррумпированным президентом Украины Виктором Януковичем и ведущими представителями центральноазиатских элит, так что неудивительно, что революционный Евромайдан практически не освещается в центральноазиатской прессе.
Что касается оккупации Россией Крыма, то руководители центральноазиатских республик официально никак не прокомментировали это событие. Казахстан и Узбекистан распространили короткие заявления без упоминания России. МИД Узбекистана заявил 4 марта, что ему внушает обеспокоенность вопрос «суверенитета и территориальной целостности» Украины. Как и в Крыму, оккупированному 1 марта российскими войсками под предлогом «защиты» проживающего на его территории многочисленного русскоязычного населения, в пяти центральноазиатских республиках имеются значительные русские общины. В Туркменистане, к примеру, русские подвергаются масштабной дискриминации с момента обретения республикой независимости в 1991 году. Таким образом, в определенный момент времени в будущем и к этому богатому газом центральноазиатскому диктаторскому режиму может быть применен предлог, аналогичный тому, что Россия использовала в своем крымском гамбите. В Казахстане много русских проживает на севере страны.
Бросающееся в глаза молчание на публике совершенно не означает, что у руководства центральноазиатских стран отсутствует мнение по поводу действий России на Украине. Когда революционный Евромайдан набирал в феврале обороты, российский политик националистического толка Владимир Жириновский вызвал негодование в центральноазиатских столицах, заявив, что России следует поглотить Центральную Азию. Теперь, когда российские войска прочно обосновались в Крыму, центральноазиатским лидерам, по всей вероятности, будет трудно доверять Кремлю в вопросах, касающихся политико-экономического суверенитета.
Как отметил в публикации от 3 марта маститый центральноазиатский обозреватель Аркадий Дубнов, последние события на Украине нанесут непоправимый ущерб имиджу Москвы в Центральной Азии. Теперь те, кто возражали против упрочения связей с Россией, получат в свои руки мощный аргумент в защиту своей позиции, отмечает он: «Какой государственный лидер в регионе рискнет своим политическим будущим, пытаясь убедить свой электорат, что самый невинный экономический интеграционный союз во главе с Россией не несет угрозы национальному суверенитету?»
Оценить реакцию центральноазиатского региона вскоре можно будет по поведению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. 10-11 марта Назарбаев должен посетить с визитом Москву для переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным, в ходе которых планируется обменяться мнениями по «актуальным международным вопросам». Можно предположить, что заботящийся о своем имидже Назарбаев может изыскать возможность отложить свою поездку в Москву. Если же запланированный визит состоится, политологи постараются проанализировать слова и жесты президента Назарбаева, чтобы понять, претерпела ли какие-либо изменения его позиция по отношению к России или нет.
Бишкекский аналитик Марат Казакпаев не особенно верит в возможность того, что Россия прибегнет к откровенной агрессии с целью оккупации отдельных частей Центральной Азии. Если Россия захочет добиться в регионе своих целей, то она «прибегнет к своему геополитическому, а не к военному влиянию», полагает он.
Вместе с тем, как показывает крымская ситуация, процесс принятия Россией решений не всегда следует логике XXI века. Как заявил Путин 4 марта, пророссийские войска в Крыму лишь защищают расположенные там российские военные объекты. Подобное заявление может только серьезно обеспокоить руководителей других государств, на территории которых расположены российские стратегические объекты. Ряд аналитиков указывают на просматривающиеся параллели между военно-морской базой РФ в крымском порту Севастополь и крупнейшей наземной базой России за рубежом – семитысячной 201-й мотострелковой дивизией в Таджикистане. Также у России имеются базы в Кыргызстане и тренировочные полигоны, а также космодром Байконур, в Казахстане.
На взгляд Марата Казакпаева, несмотря на шок, вызванный действиями России в Крыму, лидеры центральноазиатских стран все же больше озабочены тем, чтобы изолировать себя от Евромайдана. «Они [центральноазиатские лидеры] опасаются экспорта революции, – отмечает он. – Главы государств, особенно таких авторитарных, как Казахстан, каримовский Узбекистан и рахмоновский Таджикистан, находящиеся у власти уже на протяжении долгого времени, все обеспокоены этой революцией».
Освещение событий в государственных СМИ определенно отражает эту озабоченность. Те немногие сообщения, что появляются в прессе этих стран от Казахстана до Таджикистана, посвящены главным образом дискредитации революционного Евромайдана. В них проводится мысль, что хаос на Украине развязали правые элементы либо пресловутый постсоветский жупел под названием «внешние силы».
Государственные СМИ Казахстана по большей части обходят молчанием тему вторжения, частные же издания освещают события гораздо активнее, причем одни поддерживают жесткую линию Кремля, а другие оспаривают ее. Постоянно опасающиеся массовых беспорядков, правоохранительные органы Казахстана разогнали 3 марта небольшой митинг у здания российского посольства в Астане, задержав активиста Махамбета Абжана за плакат на тему российских вторжений в Закавказье, гласивший: «Вчера Абхазия и Осетия, сегодня – Крым, завтра – северный Казахстан!»
В Кыргызстане – стране с самой живой медийной обстановкой и гражданским обществом в регионе – основное внимание на этой неделе было посвящено быстро падающему сому, следующему по пятам за устремившимся вниз рублем по причине зависимости кыргызской валюты от денежных переводов трудовых мигрантов и активных торговых связей с Россией. По имеющимся сообщениям, 3 марта некоторые торговцы валютой в Бишкеке отказывались продавать доллары в связи с обвалом сома до рекордно низкой отметки, упавшего в некоторых местах на 15 процентов на новостях об оккупации и ее негативном воздействии на российскую экономику. При всем этом кыргызские государственные новостные программы проявляли всю ту же сдержанность, упомянув в своих вечерних новостях от 3 марта Украину только раз в контексте девальвации сома.
Самые репрессивные диктаторские режимы в регионе, Туркменистан и Узбекистан, почти не касаются кризиса в Крыму. Ряд жестко контролируемых газет Узбекистана все же перепечатали российские репортажи об отдельных маневрах военных, но в узбекской прессе пропустили пассажи с настойчивыми заявлениями Москвы о том, что она защищает русскоязычное население Крыма, равно как и другие оправдания проводимой РФ военной кампании.
В авторитарном Таджикистане освещение событий также носит весьма сдержанный характер: ни президент, ни внешнеполитическое ведомство страны не распространили заявлений о событиях на Украине; государственные СМИ ограничиваются предостережениями об опасности акций протеста. Правда, независимые информагентства цитируют высказывания ряда оппозиционных лидеров, заявляющих о возможности в Душанбе киевского сценария по причине социального неравенства, воцарившегося при Эмомали Рахмоне, находящегося у власти с 1992 года. Глава Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибаев полагает, что на волне революционного Евромайдана в стране может усилиться давление на оппозиционных лидеров.
«События на Украине вызывают озабоченность у правительств постсоветских стран, в особенности государств Центральной Азии. К сожалению, вместо того чтобы извлечь из Евромайдана уроки и внести коррективы в свою внутреннюю политику с тем, чтобы улучшить условия жизни, они еще больше закручивают гайки, преследуя инакомыслящих и искореняя плюрализм», – сказал Нуриддин Каршибаев EurasiaNet.org.
Дополнительный материал для статьи предоставлен Асель Калыбековой, Константином Паршиным, Крисом Риклтоном и Муратом Садыковым.
Источник: Eurasianet.org