Б. Сафаров
«Отношения между Азербайджаном и Туркменистаном нельзя назвать слишком близкими или союзническими. Есть общие интересы, существует проблема урегулирования статуса Каспийского моря. К сожалению, был острый период в наших отношениях, когда речь шла об азербайджанском месторождении, на которое претендует и туркменская сторона. Но в целом нам удалось урегулировать эти вопросы и проблемы. И сейчас, в период нового президентства главы туркменского государства, взаимоотношения между нашими странами стали ровными. Больше стало взаимопонимания». Об этом echo.az сообщил профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов, комментируя завершившийся визит вице-премьера, министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова.
Отметим, что ранее в Азербайджан прибыл вице-премьер, министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов. Его принял президент Азербайджана Ильхам Алиев. Р.Мередов передал главе государства самые искренние приветствия и глубокое почтение президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова и приглашение президенту Ильхаму Алиеву посетить Туркменистан. Затем Р.Мередова принял министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
Визит Мередова, безусловно, следует считать важным событием, поскольку двусторонних контактов на таком высоком уровне не было за последние 5 лет. Более того, туркменская сторона не раз грозилась подать на Азербайджан в международный суд из-за спорных месторождений нефти и газа на Каспии. Нынешнее потепление в двусторонних отношениях может свидетельствовать о стремлении сторон реализовать проект Транскаспийского газопровода. Актуальность этого проекта резко возрастает в свете кризиса в отношениях Запада с Россией и намерений ЕС уменьшить энергетическую зависимость от РФ. Подключение Ашгабата к этому проекту обеспечит путь для туркменского газа на огромный европейский рынок, сообщает contact.az.
Тем временем, как напоминает Каспийский фактор, за последние двадцать лет представители Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана и Ирана неоднократно встречались для обсуждения правового статуса Каспийского моря. Однако хоть какого-то намека на сближение позиций всех пяти прикаспийских стран до сих пор не наблюдается. Между тем есть риск, что борьба за месторождения может перейти в военную плоскость. Напомним: в 2009 году Туркменистан заявил о намерении создать на Каспии военно-морскую флотилию, а Иран, в свою очередь, объявил на днях о планах разместить в море легкие подлодки.
По словам политолога Ф.Садыхова, самым главным вопросом, который остался за кадром переговорного процесса, это энергетические проекты. «Тот самый «Южный поток», по которому газ должен поступать в Европу, взаимные интересы, связанные с энергетикой. И конечно, вопросы, связанные с еще большим сближением и взаимопониманием, укреплением двусторонних партнерских отношений», — продолжил эксперт.
Как считает Ф.Садыхов, вопрос поставок газа в Европу может найти понимание и у туркменской стороны. И в этом вопросе могут быть взаимные договоренности. «Этого я не исключаю. Тем более что в этом заинтересованы Европа и США. Это будет подталкивать туркменскую сторону к активному участию в этом проекте, реализации намеченных планов. Здесь в определенной степени вопрос зависит от тех же европейских государств и Соединенных Штатов Америки. Их дальнейшая заинтересованность в поставках сырья должна повлиять на взаимное согласие в этом непростом вопросе», — пояснил он.
По словам эксперта, Россия усложнила поставки газа в Европу. В данный момент в Украину газ поступает в незначительном количестве. А в Европу поступает транзитом через территорию Украины. «Европа заинтересована в диверсификации газовых поставок, если она хочет существовать без проблем и не быть зависимой от одного источника, России, то это должна понять. Даже США изъявили готовность поставлять сланцевый газ в Европу. Хотя данный проект не сегодняшнего дня. В перспективе он может быть реализован. И в данной ситуации как раз мы не изменяем своим принципам. Мы всегда обеспечивали энергетическую безопасность Европы, поставляли газ, и впредь будем стремиться к этому. В перспективе это будет запланировано в более систематизированном формате», — резюмировал он.
В свою очередь как считает политолог Парвин Дарабади активизация контактов между Азербайджаном и Туркменистаном носит естественный характер. Это, по его словам, можно лишь приветствовать. «Учитывая то, что имеются кое-какие проблемы, которые рано или поздно надо решать путем прямых переговоров. Видимо, начался данный процесс, который будет идти по нарастающей. И решение этих вопросов принесет пользу обеим странам», — отметил он в интервью echo.az.
Одновременно политолог подчеркнул, что на активизацию данного процесса повлияли внешнеполитические факторы. Все страны, входящие в пространство, корректируют внешнеполитическую деятельность, стремясь обеспечить свою стабильность и процветание. «После известных событий в Украине, рассматриваются альтернативные маршруты поставок газа. А Турменистан является одной из крупных газодобывающих стран. Транспортировка газа же возможна и через территорию Азербайджана. Поэтому вполне естественно, что обе страны стараются найти решение данной задачи, удовлетворяющей обе стороны. Мне кажется, они найдут решение. Тем более что открылся европейский рынок, у него «топливная жажда». И обе наши страны могут удовлетворить эту «жажду», — заключил П.Дарабади.
Источник: echo.az