Выражаясь футбольной терминологией туркменский президент имеет короткую скамейку запасных игроков, то бишь доверенных лиц. И ему приходится одних и тех же людей, то назначать в правительство, то отправлять в депутаты. И выражение «выборы депутатов» в Туркменистане теряет смысл.
15 декабря 2013 года в Туркменистане состоялись выборы в Меджлис (Парламент). Как заявили власти, эти выборы впервые были проведены на многопартийной основе. В этот раз, кроме Демократической партии Туркменистана (ДПТ), фактически правоприемницей Коммунистической партии Туркменистана, в выборах принимала участие и новообразованная Партия Промышленников и Предпринимателей Туркменистана (ПППТ).
Было избрано 125 депутатов, в том числе 47 депутатов от ДПТ, 14 — от ПППТ, остальные от различных общественных объединений.
Но уже два месяца спустя, 15 февраля 2014 года, власти объявили «досрочные выборы депутатов вместо выбывших в связи с досрочным прекращением срока полномочий» в двух округах. По избирательному округу №99 («Кемине»), где в декабре победителем стал Атаев Нурберди и по избирательному округу № 103 («Зарпчы»), где в декабре победил Гурбанов Какагелди. И Н.Атаев и К.Гурбанов были депутатами предыдущего созыва Меджлиса.
Никаких разъяснений причин, почему эти депутаты прекратили полномочия через два месяца после выборов, дано не было. По обеим округам, расположены в Марыйском велаяте, досрочные выборы были назначены на 20 апреля текущего года.
Нелогичны и труднообъяснимы и последовавшие действия властей, связанные с досрочными выборами.
На декабрьских выборах по 99-му избирательному округу выступал кандидатом Азат Овшуков, который хотя и проиграл Н.Атаеву, но набрал 43,5% (близко к половине!) голосов. Т.е. имел вполне серьезную поддержку избирателей и на новых выборах вполне обосновано мог рассчитывать на успех. При реальных выборах наверняка так бы и случилось, но реальность «выборов по-туркменски» в том и заключается, что все решается «на верху», в том числе и имена кандидатов. И имени А.Овшукова среди завяленных кандидатов на этот раз не оказалось. По данному округу были выдвинуты Шохрат Амангелдиев — директор Байрамалийской агропромышленной средней профессиональной школы и Мердан Сарыев — начальник отдела финансов Мургабского этрапа Марыйского велаята. Победил М.Амангельдиев с 54% голосов.
По округу №103 проигравший в декабре кандидат, им был Сазак Назаров с 27% голосов, также не был выдвинут на досрочные выборы. На этом участке в депутаты выдвинули Реджепа Базарова, который на момент регистрации кандидатом в депутаты был действующим министром сельского хозяйства! Президент освободил его от должности министра 5 апреля, т. е. за две недели до выборов. Видимо тогда уже было решено, что министр станет депутатом. Что и произошло 20 апреля — Р.Базаров выборы выиграл, не смотря на то, что является уроженцем другого региона (Дашогузского велаята) и никогда не жил и не работал в Марыйском велаяте. Местный кандидат — Велиев Нурмырат — набрал чуть более 44%.
Все эти обстоятельства говорят не в пользу прозрачности и демократичности проводимых в Туркменистане выборов. Появление новой политической партии еще не повод заявлять о прогрессивных шагах нынешней власти. При любом раскладе депутатами Меджлиса становятся только лояльные властям лица.
И еще. Прошедшая в парламент по избирательному округу №7 («Гунеш») в декабре прошлого года Майса Язмухаммедова уже 5 апреля вновь была назначена вице-премьером туркменского правительства, курирующим сферу культуры и СМИ (ранее она занимала этот пост до февраля 2013 г.). Следовательно предстоят досрочные выборы еще по одному (№7) избирательному округу. Соперницей М.Язмухамедовой на декабрьских выборах была Чунгаева Огулджахан, набравшая 23,4% голосов избирателей.