среда, 14 мая 2014 г.

Душанбе и Ашхабад: коридоры сотрудничества

Сергей Кожемякин
«Правда», №50 (30112) 15 мая 2014 года (ЦентрАзия)
Выход отношений на новый уровень — так в официальных сообщениях характеризуется визит президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова в Таджикистан. В свете значительного охлаждения межгосударственных связей двух стран это событие действительно можно назвать важным шагом к их нормализации.

Официальный визит главы Туркмении в Душанбе состоялся 4-6 мая. По его итогам стороны подписали девять документов о сотрудничестве, включая межправительственные соглашения, касающиеся сферы туризма, образования и культуры. Однако наибольшее внимание журналистов и экспертов было приковано к другим вопросам повестки переговоров — транспорту и энергетике. Именно эти сферы являются в двусторонних отношениях самыми актуальными, но одновременно и самыми сложными. Неудивительно поэтому, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон по итогам встречи со своим туркменским коллегой заявил, что «особое внимание было уделено вопросам реализации проекта по строительству железной дороги Таджикистан-Афганистан-Туркменистан». Этот проект запущен больше года назад. В марте 2013-го главы трех стран подписали меморандум о взаимопонимании по строительству трансафганской железной дороги, а уже в июне в Туркмении состоялась церемония закладки магистрали.
Правда, с тех пор больших подвижек в реализации совместного проекта не произошло. Ашхабад свой участок 400-километровой железной дороги строит и намерен завершить работы уже в следующем году. А вот в Душанбе и Кабуле пока не определились даже с финансированием. В отличие от Туркмении строить магистраль за свой счет эти страны не могут. О своей готовности вложить средства в проект заявили Азиатский и Исламский банки развития, но дальше предварительных договоренностей дело пока не пошло.
Помимо объективных проект осложняют и субъективные причины. В январе этого года руководитель государственной компании «Таджикские железные дороги» Амонулло Хукуматулло заявил, что Душанбе и Кабул договорились о новом маршруте афганского участка железной дороги. Ашхабад, мнение которого проигнорировали, выступил с резким заявлением, в котором назвал слова Хукуматулло «тенденциозными» и «абсолютно неприемлемыми для туркменской стороны». После этого в экспертных кругах заговорили о возможном свертывании проекта.
Для Душанбе дипломатический скандал стал подобен ушату холодной воды. Таджикистан возлагает на трансафганскую магистраль большие надежды, поскольку она позволит вырваться из транспортной блокады, фактически устроенной республике соседним Узбекистаном. Но дорогой интересы Душанбе не ограничиваются. Во-первых, Туркмения может стать поставщиком столь нужного Таджикистану природного газа. Поставки «голубого топлива» из Узбекистана прекращены еще два года назад, и Душанбе лихорадочно ищет альтернативу. Этой альтернативой может стать очередная ветка газопровода из Туркмении в Китай. Она должна пройти по территории Таджикистана, и, возможно, таджикскому руководству удастся договориться о получении части газа для нужд страны. Во-вторых, в Душанбе как огня боятся создания антитаджикского альянса Ташкента и Ашхабада. Известно, с каким недовольством Узбекистан относится к планам по строительству в Таджикистане крупных ГЭС. Если же к Ташкенту присоединится Туркмения, также зависящая от берущей начало на Памире Амударьи, позиции Душанбе сильно ослабнут.
Вот почему таджикские власти изо всех сил стараются наладить отношения с Ашхабадом. Например, вскоре после скандального заявления был снят с должности Амонулло Хукуматулло, которого не спасли даже родственные связи с президентом. Нынешний визит Гурбангулы Бердымухамедова стал серьезной дипломатической победой Душанбе. Стороны подчеркнули значимость реализации проекта железнодорожной магистрали и договорились использовать совместный потенциал для создания новых транспортных коридоров. Также президенты отметили «важность продолжения взаимодействия двух стран в области рационального использования водно-энергетических ресурсов». Более того, туркменская сторона предложила Таджикистану помочь с острой проблемой зимнего дефицита электроэнергии. Бердымухамедов заявил о возможности экспорта электроэнергии по новой линии электропередачи Туркмения-Афганистан-Таджикистан.
Для Душанбе, страдающего от недружелюбной позиции Узбекистана, достигнутые соглашения очень важны. Теперь стоит ждать ответных шагов со стороны Ташкента, явно разочарованного «предательством» Ашхабада, а также, что не исключено, формирования новых и неожиданных альянсов внутри Центрально-Азиатского региона.
Источник: «Правда», №50 (30112) 15 мая 2014 года (ЦентрАзия)