среда, 14 мая 2014 г.

Могущественные и счастливые, но бездомные туркмены



В настоящее время более 370 семей проживают в рабочих бытовках на окраине туркменской столицы. Это лишь часть тех, кто лишился жилья на территориях, называемых в народе «Гажа», «Телестудия», «Магазин Марал», «Новый детский мир», и в других районах Ашхабада.


Стихийные бедствия тут не при чем. Жилые дома, как частные, так и государственные, были разрушены по решению властей, чтобы возвести на этих землях новые отели, дворцы, стадионы, офисы и прочие помпезные сооружения.
Вместо того, чтобы, как принято в цивилизованных странах, сначала построить людям другое жилье, переселить их туда, а потом уже приступать к сносу их домов, туркменские власти предпочитают сразу сносить вполне пригодный жилой фонд. А людей, лишенных жилья, поселяют затем в бараках.
Городское жилуправление Ашхабада не может обеспечить жильем горожан, чьи дома были снесены и продолжают сносятся в ходе строительства новых объектов, в том числе к Азиаде — 2017 (Пятые азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам). Чиновники из управления выдают гарантийные письма в соответствии с которыми через 2 — 3 года, тем кто был официально прописан по месту сноса, будет предоставлено жилье. Все это время люди должны ютиться либо у родственников и знакомых, либо на съёмных квартирах.
Еще более 300 семей со страхом ожидают сноса своих домов в районе Берзенги, в квартале между проспектом Туркменбаши, Арчабильским шоссе, Московским проспектом и улицей Ататюрка. Эта территория находится в непосредственной близости от олимпийского городка, возводимого к упомянутой уже Азиаде.
Опыт тех, кто уже по 4-5 лет живет в рабочих бытовках, не имея элементарных удобств, показывает, что эти «гарантийные письма» — совсем не гарантия получения нормального жилья. Эти бытовки расположены в бывшем, печально известном, городе Абадан, который сейчас включен в административную территорию Ашхабада. И живут в них, в основном многодетные и малоимущие ашхабадцы.
Девять лет назад в Рухабате снесли семейное общежитие, располагавшееся по улице Туркменбаши и принадлежавшее ПМК-17. Жителей переселили в помещение бывшего свинарника, где они обитают до сих пор. Недавно власти предложили им брать кредиты и строится в Дарвазинском этрапе, предупредив, что там все дома должны быть однотипными.
Таким образом власти возложили все проблемы на плечи тех, чьи дома, по прихоти государства, были разрушены. По логике правительства Туркменистана это видимо вполне вписывается в объявленную в стране Эпоху могущества и счастья.