Гражданка Туркменистана, задержанная пограничниками при перевозке партии наркотиков. |
Для того, чтобы правильно представлять состояние туркменско-афганской границы сегодня, следует, хотя бы кратко, вспомнить новейшую историю Государственной Пограничной Службы Туркменистана (ГПСТ) в целом.
Основу нынешней ГПС Туркменистана составляет достаточно хорошо оборудованная в инженерно-техническом отношении линия государственной границы с Ираном и Афганистаном с развивающейся инфраструктурой пограничных войск (погранзаставы, погранкомендатуры, погранотряды и разведывательные погранпосты), а также ряд частей обеспечения, созданные ещё во времена вхождения Туркменистана в СССР. С начала 1990-х годов и до настоящего времени ГПСТ претерпела ряд изменений, обусловленных высокой динамикой политических и криминогенных процессов в сопредельных странах. ГПСТ сегодня – это пять погранотрядов на границе с Ираном (Небит-Дагский, Кара-Калинский, Бахарденский, Каахкинский, Серахсский – остались со времён СССР), четыре погранотряда на границе с Афганистаном (Тахтабазарский и Атамурадский, оставшиеся со времён СССР, а также вновь созданные в 2001 году Кушкинский и Койтендагский), вновь созданный в 1999-2000 г.г. на границе с Узбекистаном Фарабский погранотряд (частично границу с Узбекистаном прикрывает и Атамурадский погранотряд), а также Бекдашский погранотряд, созданный в 2001 году на границе с Казахстаном. Помимо этого в 1992 году в качестве воздушных контрольно-пропускных пунктов в столице создан Ашхабадский погранотряд.
Из упомянутых политических и криминогенных процессов, обусловивших ряд изменений ГПС Туркменистана, выделю три группы, на мой взгляд, главные.
1. Внутриполитическая – это, конечно же, та, что в 1999 г. пограничное сотрудничество с СССР было неожиданно, быстро и полностью свернуто – по инициативе руководства Туркменистана. До 1999 г. в Туркменистане оставалась Оперативная группа Федеральной пограничной службы (ОГ ФПС). Ее малочисленный аппарат выполнял советнические и учебные функции, задачи связи, координации, взаимодействия и создания оперативных позиций. ОГ ФПС работала на основе заключенного в декабре 1993 г. российско-туркменского договора «О совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации на территории Туркменистана». После ухода ОГ ФПС все её функции остались, но обнаружился дефицит подготовленных кадров для их исполнения, который не восполнен до конца и сегодня.
2. Внешнеполитическая: — это тревожная динамика в сопредельных странах – Иране и Афганистане. Уже много лет Иран подвергается мощному давлению со стороны США и стран Евросоюза, поводом для которого избрана ядерная программа Ирана. Нескончаемые угрозы со стороны США развязать войну против Ирана, введённые в отношении Ирана экономические санкции создают большую угрозу и для моей страны. Посмотрите на карту: мы рядом. В случае нападения на Иран в нашу страну хлынет поток беженцев, с которым справиться мы будем не в состоянии. Современная международная практика показывает, что беженцы – это гуманитарная катастрофа не только для населения воюющих стран, но и для тех, кто этих беженцев принимает. У нас много своих пока ещё не решённых проблем. Обустраивать лагеря для беженцев, снабжать их водой, едой, лечить их и т. п. мы не сможем потому, что прогнозируемое количество беженцев может приблизиться к населению самого Туркменистана или даже превысить его. Это очень серьёзный стратегический фактор, который не могут не учитывать геополитики, стремящиеся взять под полный контроль весь Средне-Азиатский регион. К тому же, с выводом американских войск из Афганистана возрастает вероятность переноса нестабильности оттуда в соседние страны, а значит и к нам.
3. Криминогенная – это, конечно же, крупнейшие в мире плантации опиумного мака на территории сопредельного Афганистана и потоки метамфетаминов из Ирана. Именно через нашу страну проложен генеральный маршрут мирового наркотрафика из Афганистана в Россию, и далее в Европу. Именно из-за резко увеличившегося потока наркотиков, пришлось срочно обустраивать новые погранотряды на границах с Узбекистаном и Казахстаном. Да и в самом Туркменистане сохраняются негативные тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
Об объёмах наркотиков, переправляемых через границу Туркменистана, а также о задержанных и изъятых на Туркменско-Афганской границе в рамках данного исследования говорить не уместно: статистика эта служебная, содержит достаточные идентификационные признаки для выявления автора.
Однако, аналитики Туркменистана доверяют оценке Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC):
1. После вторжения войск США и НАТО производство наркотиков увеличилось в 40 раз (с 2001 по 2014). Сегодня именно Туркменистан, Россия и страны ЕС являются главными жертвами героина, поступающего из Афганистана.
2. В Афганистане производится уже более 90 % опиума, поступающего на мировой рынок. Площадь опиумных плантаций составляет 193 тыс. га и превосходит плантации коки в Колумбии, Перу и Боливии, вместе взятых. Ежегодно в Афганистане производится от 6 до 8 тысяч тонн опиума. А ежегодные доходы афганских наркодельцов превышают 3 млрд долларов США, что, по разным оценкам, составляет от 10 % до 15 % ВВП Афганистана.
Афганистан официально находится под патронатом Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) (которому США передали эту ответственность после официального завершения военных операций), но международные силы так и не смогли взять под контроль всю территорию Афганистана, ограничивая своё реальное влияние в основном Кабулом и окрестностями.
В отличие от ООН некоторые другие источники располагают иной информацией. Так в период правления Талибана производство наркотиков якобы находилось под запретом и пресекалось, тогда как после ввода войск США и НАТО изготовление и поставки наркотиков значительно возросли под их контролем. Казахстанская консалтинговая организация «Группа оценки рисков» считает, что наркотики производят афганские группы, оппозиционные движению Талибан. Поддерживая их, НАТО закрывает глаза на их наркотическую деятельность. Один из профессоров Стенфордского университета утверждает, что, Талибан запретил наркотики, осуществляя репрессии против наркопроизводителей. Он обвинил НАТО в «гуманитарном отношении» к населению, производящему наркотики.
ПГСТ, выполняя поставленные задачи, исходит из более полного анализа рисков в зоне своей ответственности. Тема наркотрафика тесно переплетается с незаконной миграцией населения. И тем, и другим целенаправленно занимаются международные криминальные группировки, чья деятельность охватывает и наш регион. Например, всё более активизируется переброска граждан Афганистана в Россию и далее в Европу. При этом активно используются Маршруты через территорию Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. Эта переброска осуществляется при помощи преступной международной группы (имена называть не буду) в условиях конспирации и разделения труда. Необходимые Афганцам документы заранее оформляют в Ташкенте (Узбекистан). В оформлении документов участвуют сотрудники посольства Афганистана в Ташкенте – они оформляют Афганские заграничные паспорта. Сотрудники Узбекского МИД оформляют въездные визы в Узбекистан. Затем указанные документы доставляются в Мазари-Шариф, где сосредоточиваются подготовленные к переброске в Россию граждане Афганистана. Консульство Туркменистана в Мазари-Шариф без каких-либо дополнительных проверок для выезжающих оформляет Туркменские транзитные визы. После этого Афганцы с подлинными документами автомобильным транспортом доставляются из Мазари-Шариф на Афгано-туркменскую границу. Пройдя таможенный и пограничный контроль, они попадают уже на Туркменскую территорию. Далее поездом в Ташкент (Узбекистан). В Ташкенте лица из международной преступной группы, используя связи с коммерческими фирмами в России, оформляют прибывшим приглашения для убытия в Россию и затем получают в консульстве России въездные Российские визы. Далее граждане Афганистана с сопровождающим убывают в Россию поездом через территорию Казахстана или самолетом в аэропорты Екатеринбурга, Москвы, а оттуда в другие города России в зависимости от дальнейших планов или дальнейшего маршрута. Указанный канал используется также для отправки афганцев в Западную Европу. По имеющимся у нас сведениям, данная международная преступная группа занимается и поставками в Афганистан техники двойного назначения, в частности, автомобилей КАМАЗ, которые приобретает в Свердловской области. Таким образом, для незаконных мигрантов из Афганистана в Россию активно используются территории Центрально-Азиатских республик СНГ, в том числе и Туркменистана. Данный канал использовался также и для переброски подготовленных исламских боевиков в Россию, в частности, в район Северного Кавказа, откуда уже под видом грузинских наёмников направляются для действий на Украине и в Приднестровье. Как видим, проблемы нашей страны определяются не только использованием её территории в качестве удобного участка международного наркотрафика. Они определяются на сегодняшний день, да и в обозримом будущем, всей экономической и военно-политической ситуацией в геополитике.
Руслан М.
Продолжение следует
Редакция ХТ попросила эксперта, владеющего информацией, поделиться своим видением ситуации. Сегодня мы публиикуем первую часть статьи с его мнением. (Руслан М. — псевдоним эксперта)