среда, 25 июня 2014 г.

Право на кондиционер: каков градус терпения у жителей Туркмении

Виталий Волков
Международные организации дают Ашхабаду рекомендации, как соблюдать права человека. А жители борются с местными чиновниками по-своему. Но за какие права? Подробности выясняет DW.

Когда речь заходит о нарушениях прав человека в Туркмении, в первую очередь иностранные наблюдатели называют полное отсутствие свободы слова, справедливого правосудия, права на свободу передвижения и так далее. А упоминание права вывешивать белье на балконе или устанавливать в окне кондиционер способно вызвать лишь усмешку при обсуждениях на международных правозащитных форумах. Однако, как выясняется, именно такие «мелочи» способны заставить жителей Туркмении протестовать против властей, несмотря на готовность последних пресекать на корню любые проявления недовольства.
Серьезный оборот
По данным работающей в Вене правозащитной организации «Туркменская инициатива по правам человека» (ТИПЧ), 20 июня в ашхабадском мирорайоне «Парахат-7″ группа жителей отказалась подчиниться требованиям чиновников местной администрации. По информации руководителя ТИПЧ Фарида Тухбатуллина, в пик жары, при температуре воздуха 41-42 градуса выше нуля, власти повелели снять в этом микрорайоне столицы кондиционеры с фасадов домов. В ответ люди стихийно вышли протестовать, причем были настроены крайне агрессивно как по отношению к чиновникам, так и к полиции и военным.
«Жителей собралось около восьмидесяти человек, примерно поровну женщин и мужчин, а полиции было около двадцати человек и примерно столько же военных и сотрудников МНБ. До серьезного столкновения не дошло. Поняв, что дело может принять очень серьезный оборот, если конфликт продолжится и к нему подключатся жители соседних домов, чиновники людей успокоили, пообещав не требовать снятия кондиционеров, и ретировались вместе с полицейскими и солдатами», — рассказал DW глава ТИПЧ.
Памятка для жителей
По оценке правозащитника, примеры подобных социальных протестов появляются все чаще, но жителей на них толкает не только ущемление таких фундаментальных прав, как, например, право на свободу слова, но и чиновничий произвол на местах. «У меня в руках «Памятка для жителей городов», которую распространяют местные власти. Среди прочего, здесь прописан запрет вывешивать на балконах белье, хранить там хозяйственные вещи, во время общественных мероприятий держать окна открытыми», — говорит Фарид Тухбатуллин.
yatla
Согласно памятке, в помещениях во время мероприятий должны быть задернуты занавески, закрыты двери или, если это частный дом, ворота. «Ранее с домов снимали спутниковые антенны. Делалось это под предлогом, что они портят внешний вид домов. Война с кондиционерами ведется уже в течение двух лет. С учетом нашего жаркого климата это издевательский шаг властей», — продолжает он.
В качестве объяснений таких действий чиновников, по словам главы ТИПЧ, имеются различные версии — от стремления местных администраций достичь полного единообразия внешнего вида улиц «под копирку», до версии о том, что служба безопасности опасается, будто под кондиционером можно спрятать бомбу — ведь во время проезда президентского эскорта около двух лет назад с одного из фасадов по неизвестной причине сорвался кондиционер.
«Хромая утка»
В середине июня ТИПЧ воспользовалась трибуной комитета ООН по правам ребенка в Женеве, и на слушаниях по ситуации в Туркмении включила в доклад несколько случаев, когда нарушения прав детей или их родителей исходили от местных чиновников. «Мы привели пример в городе Мары, где семью с 8 детьми по инициативе местного хякима выселяют из двухкомнатной квартиры вместо того, чтобы дать им большее жилье. Таких примеров предостаточно. И как раз на заседании комитета ООН по правам ребенка упоминалось, что тут дело не в отдельных лицах, а в системе, которая не позволяет защищать свои права обычным гражданам этой страны, но защищает чиновников», — отметил Фарид Тухбатуллин.
Решение по проведенному в Женеве обсуждению комитет будет принимать в январе следующего года. Скорее всего, Ашхабаду будут даны новые рекомендации, что следует сделать для улучшения ситуации. «В прошлый раз рекомендации по результатам доклада, представленного Туркменией, были даны ООН в 2006 году. Они на ситуацию в целом мало повлияли, но большего правозащитные организации добиться не могут», — подчеркивает руководитель ТИПЧ.
Политическое давление на власти Туркмении могло бы исходить от стран Запада, и, в частности, со стороны Евросоюза, считает немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch). Но, по его мнению, ЕС в свете кризиса на Украине и усложнения отношений с Россией, снова питает надежду на получение туркменского топлива взамен российского. «А это, увы, значит, что тематика прав человека снова будет отодвигаться на второй план. Тем более ЕС сейчас — «хромая утка». После выборов в Европарламент европейские чиновники и политики ждут, пока будет сформирован новый руководящий состав. И им сейчас не до чиновничьего беспредела в Туркмении», — отмечает эксперт.
Приливы и отливы
Ранее в вопросах нарушений прав человека в Туркмении заметную роль играла ОБСЕ. Но сейчас и в этой организации на повестке стоит украинский кризис, продолжает он. В самой же Туркмении, как указывает Фарид Тухбатуллин, протестные настроения возникают короткими волнами. В целом люди приспосабливаются к тому образу жизни, который создала для них власть.
«Туркменская власть используют систему коллективного наказания, когда за вину одного провинившегося будет страдать вся семья, род, племя. И люди боятся, что могут стать изгоями даже для собственного рода. Поэтому канализировать недовольство населения, каким бы значительным оно не было, в организованные протесты вряд ли сейчас получится. И в оппозиционной среде я не вижу тех, кто мог бы это осуществить», — считает туркменский правозащитник.
Источник: Deutsche Welle