пятница, 8 августа 2014 г.

«Это не армия, а тюрьма», — солдат туркменской армии говорит о коррупции

Амандурды Иламанов
Обретя независимость, Туркменистан громогласно заявил на весь мир о своем нейтралитете. С приходом к власти президента Гурбангулы Бердымухаммедова военная доктрина страны претерпела некоторые изменения, при этом президент сделал акцент на сокращение численности личного состава «нейтральных» Вооруженных сил, которая до этого составляла примерно 190-200 тыс. человек. После реформ этот показатель был доведен до 50-ти тыс. человек. Тем не менее, даже при таких сокращениях проблемным остается вопрос комплектования войск солдатами срочной службы. Почему туркмены не хотят служить? Об этом говорит в своих воспоминаниях об армии рядовой срочной службы, испытавший на себе все прелести коррупции и «дедовщины».


Признания солдата наиболее красноречиво указывают на истинное положение дел в Вооруженных силах Туркменистана. Никакие красочные парады и масштабные учения не могут скрыть реального уровня боеготовности и боеспособности армии, в которой процветают неуставные взаимоотношения и коррупция, что отталкивает молодежь от военной службы.

Вследствие этих неизлечимых болезней туркменской армии многие городские и районные военкоматы, как и раньше, испытывают трудности при формировании команд призывников. Откуп от службы в Вооруженных силах с помощью взяток, очень распространенное явление, также многие избегают призыва, уезжая на учебу за границу. «На моем участке больше 130 уклонистов. Часть из них действительно учится за рубежом. Однако многие парни призывного возраста, оказавшись за границей, стараются не возвращаться на родину до достижения 27 летнего возраста. С этого возраста у нас в армию уже не призывают», — говорит офицер одного из райвоенкоматов Ашахабада.

Это свидетельствует о четко налаженных коррупционных связях военкоматов и армейских частей, без участия которых сделать такой военный билет затруднительно. В эту коррупционную сеть вовлечены и большинство врачей из местных медицинских комиссий. От недавно демобилизованного из рядов Вооруженных сил Туркменистана Мардона Кулиева мы узнали, что когда он проходил медкомиссию в военкомате ему вынесли вердикт «годен» абсолютно ничего не проверив. Такое же определение дали и его соседу, хотя у него был артрит и мерцательная аритмия сердца! Для того же, что бы вас «тщательно» проверили и выдали справку о негодности необходимо заплатить взятку в размере $ 1-1,5 тыс.

Можно только представить, сколько наличных «зеленных» крутится в этой системе, где каждый получает свою часть денег от самого низа и до самого верха. Что же побуждает молодых людей и их родителей прибегать к услугам сотрудников комиссариатов и медицинских комиссий приобретать военный билет за деньги? А то, что, те призывники, которые все-таки не смогли воспользоваться услугами сотрудников военкоматов или докторов из медкомиссий, попав в войска на срочную службу, уже трезво понимают, что коррупция и правонарушения в военкоматах были только цветочками, по сравнению с издевательством над новоиспеченными солдатами со стороны как офицеров, так и старослужащих солдат.

Как говорит Мардон, «Каждому воину в месяц должно выплачиваться по 40 манат (около $14) на приобретение гигиенических принадлежностей и белья. Но солдаты только расписываются в ведомостях о получении денег, но не получают их. В результате, многим солдатам зачастую даже нечем побриться! Они бреются одной и той же бритвой рискуя подхватить хронические заболевания, такие как гепатит или еще хуже ВИЧ. Пока родители новобранцев не выяснят, где находятся их сыновья и не пришлют денег или вещей первой необходимости солдаты ходят в рваных носках или вообще в сапогах на босу ногу, зарабатывая грибок и другие заболевания ног.

«Большинство родителей, как только выясняют, где служит их сын, приезжают в часть. Чтобы получить увольнительную на один день, приходится платить офицеру в среднем 30 манат (около $10). К тому же, большая часть из того, что родители привезли для сына, автоматически переходит к командиру.

«Опытные» родители, те, чьи старшие сыновья уже отслужили, везут командирам отдельные подарки — продукты, выпивку, костюм или мобильный телефон. Если солдат вернулся с увольнения без подарков или какой-то суммы денег для старослужащих, его могут жестоко избить» — продолжает рассказ молодой человек.

Особую тревогу вызывает укоренившаяся в армия система неуставных взаимоотношений, которые сопровождаются нанесением телесных повреждений различной степени тяжести. Вплоть до летальных исходов. С уменьшением численности Вооруженных сил правонарушения в армии не уменьшаются, наоборот наблюдается их рост.

Так, с начала 2014 года по настоящее время только в пограничных подразделениях страны зафиксировано 115 правонарушений, которые привели к 45 случаям серьезных телесных повреждений и 8 фактам суицида среди военнослужащих срочной службы. А недавно, в результате драки, возникшей на почве неуставных взаимоотношений, был убит солдат срочной службы Дашагузского погранотряда, которому были нанесено 5 ножевых ранений.

Между тем, про занятия по строевой, физической, а тем более боевой подготовке вообще забыли. Многие отслужившие солдаты утверждают, что держали автомат один раз за всю службу — во время принятия присяги. «Это не армия, а тюрьма, где в течении двух лет ты находишься в распоряжении командиров, на ограниченной территории», — рассказывает Мардон Кулиев. «От этой армии нет никакой пользы ни государству, ни солдатам, не их родителям» — говорит он.

Вот почему, несмотря на громкие заявления руководства страны об эффективности реформ в Вооруженных силах все тяжелее преодолеть дефицит призывников и кардинально изменить существующее положение дел в войсках.

По словам Таджигуль Бегмедовой, председателя Туркменского Хельсинкского фонда по правам человека, которая ведет постоянный мониторинг правонарушений в Туркменской армии, в настоящее время за получение годовой отсрочки от службы в Вооруженных силах необходимо дать взятку в $300-400, а через сотрудников военкоматов Минобороны Туркменистана можно приобрести военный билет о прохождении срочной военной службы за $ 1,5 тыс. При этом «дельцы из военкомата» проставят вам в военном билете все отметки, с указанием конкретной воинской части, штампы и печати, в том числе подтверждающие дату призыва и окончания срочной военной службы.
Источник: ЦентрАзия