5 сентября в Ашхабаде в Информационно-ресурсном центре посольства США состоялась пресс-конференция заместителя помощника госсекретаря США по Центральной Азии Дэниэла Розенблюма (Daniel N. Rosenblum). Она была посвящена итогам переговоров с туркменским правительством.
Пресс-конференция началась в 17.30, хотя была запланирована на 15.00. Кроме г-на Розенблюма, в пресс-конференции участвовала и Временный Поверенный в делах США, Посол — Лора Кеннеди.
«Отурун» («Садитесь») — по-туркменски и с улыбкой открыла пресс-конференцию Лора Кеннеди, обращаясь к журналистам, которые вскочили увидев ее. Она знакома со многими из них, так как проработала в качестве посла США в Ашхабаде с 2001 по 2003 годы.
Г-жа Кеннеди представила гостя, подчеркнув, что Дэниэл Розенблюм уже несколько раз посещал Туркменистан, но впервые находится здесь с визитом в нынешнем своем качестве. И он уже выступил с речью на международной конференции по транспортным транзитным коридорам (The role of transport corridors in Ensuring Interhational Cooperation and Development).
Розенблюм сообщил, что находится здесь уже два дня и они были насыщенными и интересными, что он теперь рассматривает вопросы «в более широкой перспективе, чем раньше».
«Раньше моя работа в Департаменте фокусировалась на вопросах иностранной помощи. Сейчас же она имеет более широкий спектр — вопросы двусторонних отношений. Я рад, что участвовал в конференции. Мой основной фокус — связи в регионе. Роль, которую Туркменистан сыграл в продвижении этих связей, особенно в Афганистане, очень ценна — передача электричества, торговля, дороги. Туркменистан связывает два направления — как Север-Юг, так и Запад-Восток». — Начал свое выступление гость.
Далее он рассказал о встрече в центре ОБСЕ, о встрече в Региональном центре превентивной дипломатии, где речь шла о том, что страны Центральной Азии должны найти общее решение проблемы недостатка воды в регионе. Следующая встреча состоялась в Центре реабилитации жертв торговли людьми (К сожалению, гость практически никак не прокомментировал эту встречу, сказав только, что пообщался с сотрудниками центра, хотя известно, что из Туркменистана исчезали люди и страна очень мало делала для их возвращения, цифры скрываются. В 2005 году было сказано, что за последние 15 лет было всего 2 случая возврата людей из рабства, а сейчас и вовсе не дают никаких сведений. Прим. ХТ).
В конце своего выступления Дэниэл Розенблюм рассказал о встрече с министром иностранных дел Р. Мередовым и вице-премьером туркменского правительства по энергетике М. Артыковым. Обсуждались вопросы железнодорожных связей, передачи электроэнергии в Афганистан.
Потом журналисты стали задавать вопросы.
Вопрос от РИА-Новости: Внесет ли США коррективы в политику в Центральной Азии с учетом событий на Украине?
Ответ Д.Розенблюма: — Этот вопрос в Туркменистане не обсуждался.Тема одна из животрепещущих, но она не была затронута. Понимание ситуации существует с обеих сторон, но мы не обсуждали. А будут ли внесены коррективы в политику ЦА? Этот кризис напоминает нам о важности принципов суверенитета и целостности и независимости
Вопрос: — Были ли обсуждены вопросы относительно СМИ и прав человека?
Ответ: — Вопросы прав человека были обсуждены на встрече с министром иностранных дел Рашидом Мередовым в контексте помощи Туркменистану для соблюдения международного права. Туркменистан, как член ОБСЕ, обязан соблюдать международное законодательство. На регулярной основе наши представители постоянно поднимают эти вопросы, что в определенной степени помогает предотвращать дальнейшее развитие нарушений. Это часть нашей общей политики с Туркменистаном.
Вопрос от ИТАР-ТАСС: — Вы с Р. Мередовым не обсуждали вопрос о состоянии границ, в частности речь о недавних инцидентах на границе? И как будут использованы транзитные возможности Туркменистана в связи с уменьшением количества контингента в Афганистане?
Ответ: — Инцидент, о котором Вы говорите, специфический. Мы не говорили о нем, мы обсуждали в более широком плане вопросы безопасности на границах и о том, какую помощь для этого нужно оказать.
Что касается использования транзитных возможностей Туркменистана в связи с уменьшением контингента, я не думаю, что это не понадобится. Нет необходимости. Мы благодарны правительству Туркменистана за то, что нам была предоставлена помощь.
Вопрос от «Франс-пресс»: — Разделяете ли Вы опасение, что может произойти обострение ситуации. Талибы сейчас прорываются от Кандагара, а это — 200 километров от Душанбе.
Ответ: — Я — не политический аналитик и не ученый, и не могу в точности оценить риск. Но мы постоянно думаем о том, что можно сделать для того, чтобы снизить эти риски угроз. Мы постоянно работаем над этим.
Вопрос от иранского журналиста: — Ваша точка зрения на проект ТАПИ? И второй — Сейчас в Женеве идут двусторонние переговоры Ирана и США. Ваша точка зрения?
Ответ: — США поддерживают проект ТАПИ, так как у этого проекта огромный потенциал. Мы надеемся, что проект будет успешным, если будет экономически целесообразным. Мы надеемся видеть в этом больше прогресса. Мы советуем участникам ТАПИ привлечь международную нефтяную компанию.
Что касается второго вопроса — мы планируем провести переговоры в сентябре перед проведением Генеральной Ассамблеи ООН в Женеве. В частности, Госдепартамент и Казначейство США ввели санкции на несколько частных лиц, которые вовлечены в деятельность, поддерживающую ядерную иранскую программу. Напомню, что такие санкции уже были введены в рамках определенной программы действий.
Последний вопрос, от ИТАР-ТАСС: Какая американская компания могла бы возглавить ТАПИ?
Ответ: «Шеврон»- одна из старейших компаний.